Башенные краны: раздвигая границы возможного (Часть 5)

Тенденции в развитии башенных кранов

И производители строительной техники, и их клиенты-строители понимают: современные электронные информационные технологии позволяют поднять процесс строительства на совершенно новый уровень.

Электроника все шире внедряется в строительное оборудование, помогает автоматизировать рабочие операции и повысить безопасность труда.

Современные краны Liebherr мощностью от 90 до 130 тм могут поставляться как в версии FR.tronic с традиционным управлением, так и в версии Litronic с программируемой памятью, а модели классов более 140 тм выпускаются исключительно в исполнении Litronic. Кроме того, изготовителем внедрен целый ряд систем, обеспечивающих высокую производительность кранов и безопасность. Одна из них, Micromove, позволяет снижать скорость, увеличивая при этом точность позиционирования грузов, другая, Connect & Work , упрощает работы по монтажу крана, а также позволяет выполнять поворот с гашением раскачивания груза.
Liebherr 240EC-B 10 Liebherr 370 EC-B 12
Самая мощная в линейке безоголовочных башенных кранов компании XCMG мод. XGT8075-40 оснащена интеллектуальной системой управления AMCS. Система AMCS защищает краны от столкновений, она универсальна – пригодна для установки на любые башенные краны и работает при любом расположении кранов на строительном объекте. Максимальная г/п крана – 40 т, с г/п 7,5 т на максимальном рабочем радиусе 80 м, высота подъ­ема крюка свободностоящего крана – 80,1 м. Секции башни крана имеют габариты 4,2х4,2х5,7 м. В кабине крана есть кондиционер.
Монтаж одного из башенных кранов XCMG Монтаж одного из башенных кранов XCMG
Электрооборудование и компоненты кранов Zoomlion поступают от лучших мировых производителей: частотные преобразователи – японские Yaskawa, реле и контакторы марки Schneider Electric из Франции. А программно-логический блок управления и система безопасности собственной разработки Zoomlion.
Zoomlion T3000-160V. Стрела с крановой тележкой
Компания Schneider Electric занимается, в частности, электронными системами управления. Она работает и в России. Известен, например, успешно выполненный ею совместно со своим дилером ПО «ПРИВОД-АВТОМАТИКА» (г. Магнитогорск) проект разработки и внедрения системы управления механизмом поворота башни 8-тонного башенного крана «Нязепетровского краностроительного завода», которая обеспечила стабилизацию скорости механизма поворота и позволила добиться высокой точности позиционирования стрелы.
Zoomlion с интеллектуальной системой управления

Приборы безопасности

Ограничители грузоподъемности башенных кранов автоматически отключают механизмы и агрегаты грузоподъемных кранов при превышении массы груза допустимого значения, предотвращая аварию. К сожалению, на отечественных кранах пока используются в основном не электронные, а электрические приборы безопасности.

Одна из отраслей, в которой использование бортовой электроники принесло особенно ощутимую пользу, – предотвращение аварий башенных кранов, вызванных влиянием неблагоприятных погодных условий.

Системы контроля ветровой нагрузки. Чтобы оценить, насколько безопасно выполнять работы башенным краном и вообще проводить работы на строительном объекте, руководители строительства и операторы должны иметь соответствующую информацию. Сведения должны быть получены непосредственно на строительной площадке, чтобы отражать реальные условия работы, и быть доступны на компьютерах, планшетах и смартфонах, которые используют работники стройки.

Когда нет системы контроля ветровой нагрузки Windcrane

Сила ветра воспринимается людьми субъективно, и ветер, который выглядит опасным с точки зрения одних работников стройки, другие их коллеги могут считать нормальным. В случае вертикальных конструкций следует также учитывать, что скорость ветра может быть совершенно разной у земли и на самом верху. Надежная и точная оценка ветровой нагрузки возможна только при непосредственном измерении силы ветра.

Показания даже самого точного анемометра могут быть малополезны, если не обеспечен доступ к их показаниям. Другими словами, система мониторинга опасных метеорологических явлений и процессов для кранов будет полезна, только если она способна обеспечить и точность, и надежную передачу данных. Кроме того, подобные системы должны быть прочными и «живучими», то есть в системе должна быть предусмотрена надежная защита ее электронных компонентов от погодных ежедневных воздействий.

Руководители стройки могут принимать верные решения, только когда данные о силе ветра и ветровой нагрузке на башенные краны и другие высокие объекты будут поступать к ним в реальном или близком к реальному времени.

Когда нет системы контроля ветровой нагрузки Windcrane
Английская компания Windcrane разработала именно такую систему контроля ветровой нагрузки на башенный кран на основе мобильного приложения для смартфонов. Система высоконадежна и обеспечивает простой и быстрый доступ к данным.

Предотвращение столкновений и контроль работы кранов в ограниченных зонах. Не нужно объяснять, насколько важно надежно предотвратить возможность столкновения стрелы крана или груза с препятствиями на стройке. Современные электронные системы предотвращения столкновений позволяют запрограммировать зону работы крана. На экран монитора в кабине крановщика выводится информация о положении крана, величине груза и его перемещении, вылете стрелы, скорости ветра, неподвижных препятствиях, запретных зонах, а также о расположении и перемещении стрел и грузов других кранов на данном строительном объекте. Система автоматически останавливает движение стрелы при приближении к опасному месту.

Необходима система предотвращения столкновений SMIE
Французская компания SMIE, специализирующаяся на разработке и производстве систем, предотвращающих столкновения башенных кранов, выпустила усовершенствованную электронную программируемую систему управления ProSite . В системе появилась новая функция Working Point , которая помогает крановщику переместить груз в заданное место и автоматически возвращает грузоподъемный крюк (с подвешенным на нем оборудованием) в исходную точку, например, к месту, где бетонораспределительная бадья вновь заполняется бетоном. Система автоматически замедляет движения стрелы и крюка при подходе к точкам назначения. Система ProSite использует информацию о работе крана из многих источников и, как утверждают специалисты SMIE, превосходит требования европейского законодательства по обеспечению безопасности работы башенных кранов.
Необходима система предотвращения столкновений SMIE
SOIMA SGT 8030 TL SOIMA SGT 8030 TL
Португальский производитель башенных кранов SOIMA недавно, но весьма успешно вышел на российский рынок. Компания выпускает линейку безоголовочных кранов SGT от г/п менее 8 т и до 20 т. На кранах SOIMA установлен современный прибор безопасности SMIE , включающий в себя координатную защиту и защиту от столкновений при использовании нескольких кранов на стройплощадке и в зонах точечной застройки. Самый мощный в модельном ряду SOIMA кран SGT 8030 TL г/п 20 т. Вылет стрелы достигает 80 м, г/п на конце стрелы – 3 т, свободностоящая высота – 81 м. Высокопрочные конструкции рассчитаны на работу при температурах от –40 до +45 °С. Используются редукторы механизмов фирмы Nord (Германия). Высокие скоростные характеристики и низкое энергопотребление механизмов (каретки, подъема и вращения) достигается за счет использования инвертеров фирмы Schneider Electric. Кабина класса люкс оснащена цифровым дисплеем, также есть возможность дистанционного управления. Башенные секции универсальные, не имеют болтовых соединений, для их монтажа или демонтажа не требуется специнструмент, в наличии секции нескольких размеров: 12, 6, 3 м и 6-метровые разборные.
Зачем нужна система предотвращения столкновений AMCS

Еще одна французская компания – AMCS разрабатывает системы, предотвращающие столкновения и контролирующие работу башенных кранов в заданных зонах. Системы AMCS выпускаются полностью готовыми к подключению и работе на кранах, способны использовать данные от датчиков и систем управления кранов. Это позволяет снизить стоимость систем и время установки на кран.

Система DCS 61-S выполняет три основные функции: ограничение зоны работы крана, предотвращение столкновений и архивирование данных о работе крана («черный ящик»), а также имеет дополнительные функции. В память системы можно внести пять фиксированных положений для выполнения повторяющихся операций по погрузке/ разгрузке.

И еще один представитель солнечной Франции – компания ASCOREL предлагает систему защиты от столкновений башенных кранов MC 602 , которая измеряет угол, вес поднятого груза и вылет стрелы. В случае опасности система замедляет и останавливает движения крана и подает сигнал тревоги. Функция Controller обеспечивает дистанционное наблюдение за кранами в режиме реального времени либо на месте на персональном компьютере, либо дистанционно через интернет. Cистема может устанавливаться на новые краны всех типов или на уже находящиеся в эксплуатации. Предотвращает столкновения с 16-ю одновременно работающими кранами.
От французов не отстают и китайцы. Компания SYS предлагает систему защиты от столкновений SYS6000E , обеспечивающую в режиме реального времени контроль работы до 20 башенных кранов, одновременно работающих на строительной площадке. Цветной ЖК-дисплей, установленный на каждом башенном кране, показывает расположение определенного крана, вылет стрелы, передвижение грузовой тележки и запретные зоны. Система архивирует полученные данные.

Подключение к облачному сервису. Цифровые электронные приборы безопасности башенных кранов могут передавать данные напрямую в бортовую электронную систему управления крана, где они будут автоматически обрабатываться, исключая таким образом длительные и повторяющиеся преобразования на разных этапах передачи данных. Когда система имеет выход в интернет (с помощью телематической аппаратуры), обработанные данные могут получать руководители строительства и персонал, находящийся в офисе компании, вдали от стройплощадки. Другими словами, оператор башенного крана и руководители строительства могут видеть одни и те же данные, в каких точках мира они бы ни находились.

Следующим шагом в совершенствовании этих технологий является подключение систем к облачным сервисам и хранение базы данных в облаке. В результате у систем безопасности всегда имеется резервная копия базы данных в облаке, что обеспечивает три важных преимущества.

Terex CTT 202-10 с системой T-Link

Во-первых, объем сохраняемых данных более не ограничивается объемом памяти бортовой электронной системы, поскольку хранится на многочисленных распределенных в сети серверах с практически бесконечным объемом памяти.

Во-вторых, повышается надежность сохранения информации. Если данные, поступившие от системы безопасности, будут утрачены, полностью или временно недоступны, их можно будет получить из резервной копии, хранящейся в облаке.

И в-третьих, нет необходимости регулярно скачивать собранные данные, чтобы освобождать память бортовой системы, в результате уменьшается объем необходимой работы и исключается вероятность ошибки (влияние человеческого фактора).

Специалисты компании-производителя башенных кранов Terex понимают важное значение облачной технологии хранения данных для своих телематических систем. Ими разработана новая телематическая платформа с облачным хранением данных, получившая название T-Link , которая скоро будет использоваться и на всех новых моделях башенных кранов Terex. Наименование T-Link уже знакомо потребителям, системы с таким названием используются на другом оборудовании Terex, однако телематическая платформа T-Link для башенных кранов – это совершенно новая разработка. С помощью этой системы башенные краны Terex постоянно связаны с облачным сервером. А это означает, что к данным о техническом состоянии и работе кранов всегда имеется доступ с удаленных гаджетов. T-Link обеспечивает пользователям отображение местоположения крана на карте, данные в режиме реального времени (представляемые в виде анимационного изображения крана), а также выполняет функции «черного ящика», данные из которого также представляются в виде анимационного изображения.

Формы представления аналитических данных можно задавать по желанию пользователя в виде графиков или таблиц в формате Excel. Также высокий уровень аналитической обработки данных дает возможность пользователю быстро получать в понятной и наглядной форме графики и цифровые данные о производительности крана и выполнении им рабочих циклов. В системе T-Link также имеются функции мониторинга и прогнозирования ветровой нагрузки (скорости и направления), а кроме того, функция оповещения о необходимости проведения тех­обслуживания крана, посылающая уведомления по электронной почте, и журнал регистрации событий.

В дополнение к телематической системе T-Link и функциям собственной интеллектуальной системы управления новейшие модели башенных кранов Terex оснащаются системой безопасности, предотвращающей столкновения, в которой используются данные от системы управления.

Наверху установлен кран Terex Comedil CTL650F

Интернет вещей (IoT). Специалисты указывают: когда Интернет вещей (IoT) будет использоваться и в строительном оборудовании, объем данных, которые будут собирать строительные компании, будет расти в геометрической прогрессии.

Эта информация может быть очень важной для процессов принятия решений, но только если ее будут правильно использовать. От больших массивов необработанной первичной информации, которые собирают отдельные приборы, будет мало пользы. Но если эти данные будут собираться интеллектуальной системой через интернет, автоматически обрабатываться и представляться в удобной форме, руководители компаний смогут в течение считаных минут получать точные сведения о работе своих подчиненных и обстановке на множестве строительных объектов.

Интернет вещей (англ. Internet of Things, IoT) – концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее необходимость участия человека. Внедрение практических решений для реализации этой концепции с 2010-х гг. является устойчивой тенденцией в информационных технологиях благодаря повсеместному распространению беспроводных сетей, появлению облачных вычислений и развитию технологий межмашинного взаимодействия.

Краны с автоматическим управлением

Проблема создания автопилотов для кранов уже давно обсуждается специалистами. Внедрение подобных систем помогло бы существенно увеличить производительность строительных работ.

По словам специалистов компании SMIE, эта идея стала еще на шаг ближе к реализации после испытаний, которые они провели в I квартале 2019 г., используя адаптированную версию своей системы ProSite . Результаты испытаний показали большой потенциал подобных интеллектуальных технологий и приблизили отрасль к решению проблемы автоматизации управления работой крана.

С помощью автопилота ProSite оператор может просто задать место и дать команду крану переносить туда груз, управлять краном вручную не потребуется. При этом система ProSite продолжает выполнять все функции обеспечения безопасности. Система может управляться дистанционно, нет необходимости заходить в кабину каждого из кранов, чтобы изменить какие-то параметры задания.

Необходима система предотвращения столкновений SMIE

Компания AMCS на базе подобной концепции создала свою систему контроля (через GPS) SUP 61. SUP 61 показывает на одном экране, производит мониторинг и затем архивирует данные, поступающие от всех башенных кранов, работающих на данной строительной площадке и оснащенных системами, защищающими от столкновений мод. DCS 61-S и DCS 60.

Общая для всего строительного объекта система предотвращения столкновений SUP 61 в режиме реального времени поддерживает радиосвязь с владельцем и передает всю информацию о расположении, перемещениях и прочих событиях, происходящих с кранами. Эта система при любом рельефе местности и при любой сложности строительного объекта обеспечивает руководителям строительства возможность эффективно контролировать ход работ.

В ближайшее время система SUP 61 будет встроена в функционал системы «Информационного моделирования объекта» (BIM).

Использование беспилотников (дронов) для проверки башенных кранов

Прямо на наших глазах сегодня появляется еще один новый способ контроля башенных кранов и вид контролирующего оборудования – обследование с помощью беспилотного летательного аппарата.

Обследование башенного крана при помощи дрона

Вопрос, какую роль дроны могут играть в техническом освидетельствовании башенных кранов, исследовался компанией Terra Drone Europe – одной из самых больших в мире из специализирующихся на производстве дронов. Она имеет большой опыт проведения визуальных и иного рода проверок зданий и сооружений в нефтегазовой отрасли – на материке и морских платформах, а также ветрогенераторов и других береговых промышленных сооружений. Недавно компания использовала свои дроны для осмотра стальных конструкций морской платформы на предмет оценки возможности продления ее срока службы.

Специалисты компании оценили возможности проведения проверок башенных кранов с помощью своих дронов и пришли к однозначному выводу, что это вполне осуществимо. Дроны могут использоваться для получения большого массива разнообразных данных о стальных конструкциях. Например, фотографии в высоком разрешении в сочетании с современными технологиями компьютерного анализа могут помочь выявить скрытые дефекты в стальных деталях конструкции. Дроны, очевидно, не смогут заменить все традиционные методы проверки и обслуживания башенных кранов, но они могут помочь владельцам башенных кранов в осуществлении этих работ.

 
Запуск исследовательского дрона

В завершение философски заметим: никто не может сказать, что произойдет в будущем, но ясно одно: нас ждут удивительные вещи и события.

Комментарий учредителя ООО «КранКомпани» Романа Александровича Ежкова: «Все эти инновации, о которых говорится в статье, очень интересны и, как говорит молодежь, «в тренде», но в современной реальности на стройке применимы с трудом.

Поясню свои слова. Например, в статье говорится о системе «антистолкновения кранов». Вообще эти вопросы грамотные строители решают на стадии проектирования, краны должны быть расставлены так, чтобы исключить возможность столкновения, если рабочие зоны кранов пересекаются – составляется график совместной работы и прописывается в ППР, с которым в обязательном порядке должны быть ознакомлены под роспись все причастные к работе: крановщики, стропальщики, прорабы и другие ответственные лица. Всё – вопрос решен. Если вдруг случится ЧП на стройке, никто не будет слушать красивые истории о том, что у вас система антистолкновения на кране стоимостью как чугунный мост.

Про анемометры мне даже неудобно говорить, они по умолчанию предусмотрены на любом башенном кране, этому «изобретению» тысяча лет, не меньше. Вроде никакой высшей математики, сработал сигнал – остановил работу, но даже не каждый начальник участка понимает, что с ветром шутки плохи. В лучшем случае спалишь двигатель поворота, в худшем – это падение башенного крана и многомиллионные убытки. Но у нас ведь пока гром не грянет… Строители давят – крановщики соглашаются работать, а результаты потом в новостях.

Автопилоты… какие-то сложные системы искусственного интеллекта… Ну давайте разбираться, кто у нас работает на кранах? Устроиться работать крановщиком очень просто: двухмесячные курсы (один месяц теории, один месяц практики), стоимость, условно говоря, 5 тыс. руб. Зарплата крановщика на уровне разнорабочего. И как вы думаете, оправданно и рационально внедрять на кране сложные системы? Квалификация позволит крановому специалисту обслуживать их и жить с ними в гармонии?

Теперь посмотрим с другой стороны: кто у нас работает под краном? Все знают: под краном работают трудовые мигранты, самые низкообразованные представители рабочего класса, в России это мигранты из среднеазиатских республик, в Эмиратах это мигранты из Индии. Подружатся они с автопилотом на кране? Не испугает ли их дрон, который делает ТО?

К сожалению, бал правит прибыль, в условиях тендеров, аукционов, снижения издержек строители идут по самому простому пути, отсюда 20–30-летние краны-ветераны на стройках, отсюда низкие требования к владельцам грузоподъемной техники.

Мне, конечно, хочется верить, что однажды все наладится, и на наших стройках будут стоять новенькие краны, упакованные по последнему слову техники, но верится в это, мягко говоря, с трудом, и я думаю, что еще долго будут очень востребованы ПРОСТЫЕ, НАДЕЖНЫЕ МАШИНЫ.

В своей компании я затеял обновление парка техники более трех лет назад, постепенно избавляемся от старых, отработавших свое время кранов и меняем их на новенькие башенные краны ТГМ. Оптимальное соотношение цена-качество, простая электроника, ничего лишнего. Всё просто, надежно и недорого – то, что нужно на сегодняшний день».