В линейке Cordiant Professional DM-1 есть шины для самосвалов, работающих в карьерах
Ползти или катиться? (Часть 1)

Выбор между колесным и гусеничным ходом для спецтехники

Шины – прекрасное изобретение человечества. Они появились в XIX веке и верно служат людям в транспортных средствах уже более ста лет. И на протяжении всех этих долгих лет люди не перестают бороться с многочисленными недостатками технологии шин. В том же XIX веке изобретены гусеницы – как «замкнутое железнодорожное полотно». И это изобретение не было свободным от множества недостатков. С тех пор обе ходовые системы существуют в технике параллельно, постоянно модернизируются, и достигнуть совершенства пока не смогла ни одна из концепций. Поэтому перед покупателями современной специальной строительной техники по-прежнему стоит задача: что выбрать, колеса или гусеницы?

Шины против гусениц: кто кого?

Проходимость. Колесным машинам с обычными шинами сложно передвигаться по слабым грунтам, жидкой грязи, глубокому снегу. Они имеют больше шансов завязнуть, и чтобы выбраться, их придется брать на буксир гусеничной машине, поскольку способность не проваливаться на слабых грунтах благодаря небольшому давлению на грунт (за счет большей, чем у колеса, площади контакта с поверхностью грунта) является одним из преимуществ машин на гусеничном ходу.

Отечественный бренд Cordiant Professional предлагает шины линейки DM-1 с цельнометаллическим кордом, усиленным рисунком протектора и усиленной конструкцией брекера в наиболее массовых типоразмерах. В линейке есть модели для «самосвалов, работающих в условиях карьера и бездорожья», а также для автомобилей, перевозящих грузы.

Cordiant Professional

За счет большой площади контакта и грунтозацепов гусеницы обеспечивают более высокое тяговое усилие, меньше повреждают почву. По этой же причине они лучше, чем колесные, работают на склонах.

Компания «Техтрон» из Челябинска, одна из крупнейших на российском рынке в этой отрасли, производит запчасти для ходовых систем гусеничной техники таких марок, как «ДСТ-УРАЛ», Shantui, Liebherr, Caterpillar, Shehwa, Hyundai, ЧЕТРА, ЧТЗ и др. Предлагаются башмаки и гусеницы в исполнениях: серийные, серийные облегченные, болотоходные, для трубоукладчиков, скальные. Гусеничные ленты могут оснащаться сухими шарнирами или герметизированными с консистентной смазкой.

К тому же рабочий сезон у гусеничной машины длится дольше, чем у колесной. Она может раньше начинать работать весной и позже заканчивать работы осенью, она может работать после проливного дождя, когда колесные погрузчики не способны проехать по раскисшей глине, а если все же попробовать их вывести, то дело может кончиться ремонтом колесной ходовой.

Однако существуют специальные шины низкого давления для езды по снегу или глубокой жидкой грязи, и в определенных условиях они могут быть даже более эффективны, чем гусеницы, – они способны обеспечивать более высокие тяговое усилие и проходимость.

Бульдозер с гусеницами от «Техтрон»

Устойчивость и грузоподъемность. Гусеничные машины более устойчивы по сравнению с колесными, и опрокидывающая нагрузка (а также и номинальная грузоподъемность) у гусеничной машины будет выше, чем у колесной такого же типоразмера. Поэтому в ситуациях, когда важна прежде всего устойчивость машины при работе, гусеницы работают лучше колес, например, при выемке грунта с уровня, который существенно ниже опорной поверхности машины.

Компания Hitachi предлагает оригинальные детали гусеничной ходовой части. Однако, если требуется отремонтировать экскаватор с большим сроком службы, можно воспользоваться более бюджетными вариантами запчастей: Hitachi 2Genuine and Hitachi Select Parts. Это аналоги фирменных деталей. Оба варианта проверены на соответствие стандартам Hitachi по надежности и долговечности. Они также покрываются гарантией производителя, как и оригинальные запчасти Hitachi.

Экскаватор Hitachi на оригинальных гусеницах Hitachi

Скорость и ходовые качества. Среди преимуществ колесных машин более высокие, чем у гусеничных, скорость движения и ходовые качества, особенно по твердым, ровным поверхностям. Поэтому колесный ход имеют машины, которые во время работы преимущественно ездят по дорогам общего пользования и по ровным поверхностям: автогрейдеры, а также погрузчики и другие машины, выполняющие погрузочно-разгрузочные и транспортировочные работы. Колеса в отличие от гусеничных траков не разрушают твердые дорожные покрытия.

С другой стороны, гусеничные машины могут разворачиваться на месте путем противовращения гусениц, у колесных машин радиус разворота больше.

Удобство транспортировки и масса. Кроме того, колесные машины легче гусеничных аналогов, поэтому колесные машины проще перевозить на далекие расстояния.

Цена покупки и эксплуатационные затраты. Гусеничная ходовая намного более сложный механизм, чем колесный ход, и поэтому колесные машины, как правило, дешевле гусеничных при покупке и в эксплуатации: замена и ремонт шин проще и дешевле, нежели гусениц. У гусеничной ходовой объем обслуживания больше, расход топлива у гусеничных машин всегда больше – все эти факторы повышают стоимость владения гусеничной машиной.

Итальянская компания Berco, которая считается лучшей по качеству среди поставщиков из этой страны, предлагает гусеницы в широком ассортименте: от мини-экскаваторов (0,5–6 т), экскаваторов и бульдозеров (7–50 т) до горнодобывающей техники (50–300 т): стандартные гусеницы, в том числе траки с одним грунтозацепом для эксплуатации в тяжелых условиях; гусеницы с BPR (жидкой смазкой со стопорными кольцами во всех секциях), которые обеспечивают качественное уплотнение траков и позволяют выдерживать значительные боковые нагрузки, увеличивают срок службы гусениц; гусеницы Heavy Duty с увеличенной высотой звеньев и втулками высокой степени износоустойчивости; гусеницы с консистентной смазкой с поли­уретановыми W-образными уплотнениями, удерживающими смазку внутри соединения и на 20% увеличивающими срок эксплуатации гусениц, уменьшающими виляние траковой ленты и снижающими уровень шума и расход горючего.

Гусеничная цепь BERCO
 

Итак, мы видим, что каждая система хода имеет преимущества и недостатки, и именно поэтому обе они применяются в современных машинах. Поэтому, делая выбор между машинами с колесным или гусеничным ходом, следует изучить все конкретные условия и обстоятельства, в которых предстоит работать машине, и тогда уже подобрать наиболее подходящую к данным условиям машину. А уж вопрос выбора конкретной марки и модели машины и ее шин или гусеничных лент можно обсудить со специалистами компании-дилера, продающей данные продукты.

Шина шине рознь. Выбор шин для спецтехники

Шины для автогрейдеров, погрузчиков, колесных бульдозеров и экскаваторов должны быть самыми прочными из предлагаемых современной промышленностью, способными работать в самых тяжелых условиях: передвигаться по поверхностям, усыпанным осколками скал, стекла и бетона, жидкой грязи, рыхлому песку, гравию, мусору и при этом обеспечивать высокое тяговое усилие.

По роду деятельности надежное сцепление шин с поверхностью и высокое тяговое усилие особенно важны для бульдозеров, автогрейдеров и погрузчиков, у которых при работе пробуксовка колес должна быть минимальной, чтобы увеличить производительность и экономичность.

Условия работы. Прежде чем выбрать машину на колесном ходу, очень важно точно знать, какие работы она будет выполнять, каковы условия работы на строительном объекте, и правильно подобрать шины – пневматические или литые – для данных конкретных работ и условий, которые обеспечат машине наивысшую производительность, малое время простоев и наибольшую рентабельность эксплуатации.

Из огромного разнообразия типов, видов и конструкций шин можно подобрать подходящие для самых разных задач по рисунку протектора, числу слоев корда и ценовому уровню.

BKT для трактора

Индийская компания BKT Balkrishna Industries Ltd имеет высокую репутацию, хотя и несколько уступает таким брендам, как, например, SOLIDEAL. Шины ВКТ идут в первой комплектации на машины JCB, Bomag, TEREX, Case, HAMM, KALMAR, Dynapac.

Предлагается индустриальная пневматическая шина мод. 23.1-26 16PR 159A6 BKT TR-387 TL для вибрационных грунтовых катков, а также асфальтоукладчиков и прицепов. Шина выполнена с рисунком протектора «ромб», обеспечивающим хорошее сцепление с поверхностью, проходимость, маневренность и плавный ход. Обладает достаточной износостойкостью, выдерживает резкие изменения температуры. В России с такими шинами успешно эксплуатируются катки AMMANN, Hyundai, JCB, DYNAPAC, BOMAG, HAMM.

Сколько слоев корда? Выбирая шины для конкретных условий работы, прежде всего надо обратить внимание на норму слойности – насколько толст и прочен каркасный слой шины. Разумеется, когда речь идет о тяжелой спецтехнике, особенно той, что работает в экстремальных условиях, можно руководствоваться правилом: чем больше, тем лучше.

Выбор рисунка протектора. Следующий шаг – выбор рисунка протектора. Шина, которая будет преимущественно использоваться на уплотненном грунте и твердом покрытии, должна иметь рисунок, состоящий из массивных блоков, отношение площади выступов к площади канавок должно быть большим, чтобы уменьшить абразивный износ и повысить устойчивость шины на поверхности.

Tekerlek

Колесный экскаватор, чтобы не буксовать в грязи, должен быть укомплектован колесами с т. н. «агрессивным», то есть сильно выраженным, обеспечивающим хорошее сцепление с мягким грунтом рисунком протектора – грунтозацепы рисунка протектора будут врезаться в мягкую почву и обеспечивать хорошее сцепление и тяговое усилие.

Шины для автогрейдеров находятся где-то посередине между описанными выше типами, они обычно работают на относительно уплотненных, сухих поверхностях, поэтому у них имеются на рисунке выступы прямой или S-образной формы, создающие достаточно надежное зацепление и соответственно тяговое усилие. Кроме того, в рисунке протектора шин для автогрейдеров предусматривается способность к самоочищению, чтобы машина могла двигаться по слабому грунту, грязи, почве и гравию, и в то же время протектор должен быть достаточно массивным и плотным, чтобы обеспечивать плавное движение и быть износостойким.

Китайская компания Qingdao Qihang Tyre Co., Ltd производит шины таких брендов, как Roadguard, Forerunner, Safeguard и Supergider (для сельскохозяйственной и горнодобывающей техники). На российском рынке продаются только Roadguider (для грузовых и легковых автомобилей) и Forerunner (для спецтехники). Остальные продаются большей частью в США и, как заявляется, пользуются там определенным успехом.

Пневматическая шина 14.00-24 16PR FORERUNNER TL предназначена для грейдеров. Имеет направленный рисунок протектора с повышенными сцепными свойствами на песке, дороге и мягкой почве. Максимальная допустимая нагрузка шины – 3650 кг. Максимальная скорость – 50 км/ч.

Шины Forerunner во многом похожи на своих «собратьев» из Китая: у них низкая цена, неплохая надежность и достаточный срок службы.

Способность протектора к самоочищению в процессе качения очень важна для езды по бездорожью, поддержания надежного сцепления шины с поверхностью грунта и создания тягового усилия при движении по слабым грунтам и грязи. Когда рисунок протектора забивается грязью, шина превращается в подобие гоночного слика. Рисунок протектора должен иметь возможность самостоятельно освобождаться от попавшей в него грязи и камней, когда колесо сделает оборот, чтобы очистившиеся грунтозацепы были вновь готовы врезаться в мягкий грунт. Подбирайте шины с таким рисунком протектора, который отводил бы грязь и мягкую почву к боковым сторонам шины, а заплечики раскрывались бы, чтобы вытолкнуть грязь с шины.

Движение по гравию может быть опасным для шин, потому что камни могут застревать в канавках протектора и постепенно внедряться в материал шины либо попадать между бортом шины и ободом колесного диска, вызывая утечку воздуха из шины. На высококачественных шинах можно увидеть небольшие выступы в канавках между грунтозацепами, которые называются выталкивателями – они предотвращают отложение грунта при деформации шины и выталкивают грязь и камни из канавок. Кроме того, производители разрабатывают расположенные в несколько ярусов грунтозацепы, канавки, отводящие воду к боковинам шины, и усиленные конструкции боковин шины со специальными литыми защитными элементами, чтобы уменьшить риск повреждения бортов. Все эти элементы способствуют самоочищению шин в процессе движения.

CAMSO CTL HXD

Бельгийская компания CAMSO имеет заводы в Европе, Канаде (бренды SOLIDEAL CAMOPLAST), Шри-Ланке и, конечно, в Китае. Шины бренда SOLIDEAL славятся высокой репутацией за отличные технические характеристики, износостойкость, ударопрочность. В их производстве применяется натуральный каучук, обеспечивающий хорошую устойчивость к механическим повреждениям. Они находятся ближе к верхнему ценовому диапазону. Мод. 10.00-20 SOLIDEAL 16PR WEX – диагональные шины, у них широкий и глубокий самоочищающийся рисунок протектора с широкими ламелями, они устойчивы к проколам, предназначены для экскаваторов. Выполнены из прочной резины, имеют дополнительную защиту боковин от порезов. В последнее время в компании произошел ребрендинг, и теперь все шины и гусеницы решено выпускать под брендом CAMSO.

Устойчивость к проколам. Независимо от того, для машины какого типа вы подбираете шины, одной из основных задач всегда будет обеспечение минимального времени простоя техники, связанного с обслуживанием шин, а это означает, что шины должны быть устойчивы к проколам и иметь прочные боковины и борта, прочно охватывающие ободья колесного диска. Во время работы на усыпанных осколками бетона и строительным мусором площадках, где разрушают здания, проколы, разрывы и порезы шин – основные проблемы колесной техники. В конструкцию шин, предназначенных для такой работы, производители добавляют особо надежные усиленные слои корда – в шины с диагональным кордом, и специальные радиальные и боковые брекеры, состав материала протектора подбирается максимально прочным и надежным, способным противостоять проколам, порезам и износу.

Один из многочисленных китайских брендов Top Trust принадлежит компании Qingdao Wangyu Trust, выпускающей шины для коммерческой техники, индустриальных и сельскохозяйственных машин, грузовиков, а также легковых автомобилей.

Индустриальная шина Top Trust L-3 предназначена для различной спецтехники – от сельскохозяйственной до горнодобывающей. Шина имеет универсальный протектор с диагональным рисунком, разделенным на несколько функциональных участков и обеспечивающим хорошие сцепные свойства на любых покрытиях. Центральная часть содержит массивные блоки многоугольной формы. Большие размеры увеличивают площадь пятна контакта, одновременно обеспечивая равномерное распределение нагрузки по нему. На грунтовом покрытии к этим свойствам добавляется высокая эффективность при продольных ускорениях. Стоит отметить дизайн плечевых зон, которые содержат высокие грунтозацепы. Протектор изготовлен из резиновой смеси, устойчивой к износу, проколам и порезам. Цельнометаллический каркас усилен для повышения грузоподъемности шины.

Top Trust

Пневматические шины. Если погрузчик будет выполнять наиболее распространенные строительные работы общего характера, лучше всего для него подойдут шины универсального назначения. Они разработаны для того, чтобы обеспечивать максимальное тяговое усилие и сцепление с поверхностью, имеют толстые боковины и изготавливаются из натуральной и синтетической резины.

Шины HD для тяжелых условий эксплуатации или шины большой грузоподъемности лучше, чем обычные шины, работают в неблагоприятной обстановке и с большими нагрузками. Шины для тяжелых условий эксплуатации изготавливаются из резины высшего качества, имеют более высокий рисунок протектора самоочищающегося типа, бóльшую площадь пятна контакта и увеличенное число слоев корда, что значительно увеличивает сроки их службы. По норме слойности современных шин можно судить о грузоподъемности шины. Упрочненные боковины защищают шину от порезов и проколов. Чтобы лучше защитить обод колесного диска и уменьшить повреждения боковин, в конструкцию некоторых шин для тяжелых условий эксплуатации включаются дополнительные элементы для защиты бортов. Кроме того, шины для тяжелых условий эксплуатации обладают повышенной износостойкостью и устойчивостью к проколам по сравнению с шинами для обычных условий эксплуатации, что позволяет им успешно работать в тяжелых дорожных условиях на абразивных и опасных для шин поверхностях.

VOLTYRE

Завод АО «Волтайр-Пром» (г. Волжский Волгоградской обл.) в 2013 г. был приобретен американской компанией Titan International, Inc. (она также владеет брендом Goodyear Farm Tires). Среди продукции завода линейка индустриальных шин VOLTYRE HEAVY из 19 моделей. Это крупногабаритные диагональные пневматические шины, предназначенные для эксплуатации на автогрейдерах, фронтальных погрузчиках и экскаваторах-погрузчиках. Характеризуются прочным многослойным каркасом, способным выдерживать кратковременные перегрузки, усиленной боковиной и массивным протектором, обладающим высокой износоустойчивостью и долговечностью. Рисунок протектора повышенного сцепления обладает хорошим сопротивлением к повреждениям, обеспечивает длительный срок эксплуатации.

Шины для топких грунтов. Низкопрофильные шины для слабых и топких грунтов, как и следует из их названия, лучше всего работают при маневрировании на слабых и топких поверхностях. Конструкция шин этого типа позволяет увеличить площадь контакта шины с опорной поверхностью до 85% в тех случаях, когда требуется обеспечить проходимость машины на слабом грунте. Эти шины тяжелее аналогичных по диаметру высокопрофильных, так как содержат больше материала.