Hidromek
Анализируйте, оценивайте, определяйтесь! (Часть 1)

Вопросы выбора фронтальных погрузчиков

Данная статья продолжает серию материалов, опубликованных в нашем журнале и посвященных современным фронтальным погрузчикам:

На мировом рынке представлено не менее 40 заметных брендов фронтальных погрузчиков. Как правильно выбрать из этого многообразия погрузчик, работающий и рентабельно, и высокопроизводительно? Разные модели по-разному работают при различных условиях, одни модели лучше справляются с работами одного типа, другие – с работами другого типа. Главное, установить собственные требования к будущему погрузчику в зависимости от своих нужд. Для этого надо сделать, как минимум, три шага.

Во-первых, определить, какие работы должен будет выполнять погрузчик.

Во-вторых, рассмотреть существующие типы погрузчиков, их преимущества и недостатки с точки зрения выполнения работ, определенных в пункте первом.

Третьим шагом будет уже выбор конкретной модели погрузчика по его техническим характеристикам.

Мы приведем несколько рекомендаций по вопросам наиболее общего характера.

Doosan

Приоритеты выбора погрузчика

Очевидно, чем больше аспектов, касающихся будущего фронтального погрузчика, проанализирует перед приобретением покупатель, тем более обоснованным и правильным будет в итоге выбор. Эти аспекты можно разделить на две большие группы: технические и экономические.

Среди технических это грузоподъемность (определяется по максимальной массе грузов, которые предстоит поднимать); мощность двигателя (по мировой статистике, среди строительных фронтальных погрузчиков наибольшей популярностью пользуются машины с двигателями мощностью 100–200 л.с.); высота подъема ковша и его траектория (радиальная, вертикальная); емкость ковша и величина вырывного усилия; эксплуатационная масса и габариты погрузчика; тип ходовой части (колесная или гусеничная, определяется, в частности, характером поверхности, по которой будет ездить погрузчик, и необходимой скоростью движения); и наконец, сложность и объем техобслуживания.

Среди экономических приоритетов, по которым выбирается техника, находятся цена покупки и бренд погрузчика, а вместе с ним репутация дилера/ дистрибьютора.

Так, при создании новой серии G погрузчиков Case, (после выпускающейся пять лет серии F), презентация которой состоялась в ноябре 2016 г., одной из главных целей разработчиков было уменьшение общей стоимости владения за счет повышения топливной экономичности и усовершенствования гидросистемы. Обеспечивается соответствие экологическому классу Tier 4 Final уровня вредных выбросов в выхлопных газах без использования сажевого фильтра DPF. Соответственно не тратится топливо на периодическую очистку (выжигание) от накопившейся в нем сажи. Производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки.
В России Case пока продолжает продавать погрузчики большого модельного ряда F из семи моделей. Так, в феврале 2016 г. был представлен новый погрузчик Case мод. 521F.
Case

Обязательно должна быть проанализирована рентабельность эксплуатации будущего погрузчика, связанная с ожидаемым сроком службы, а также удобство его использования со всех точек зрения. По подсчетам экономистов, при расстоянии транспортировки до 180–300 м экскаватор с самосвалом целесообразнее заменить пневмоколесным погрузчиком, что позволит при равной производительности значительно снизить эксплуатационные и технологические затраты.

Наряду с достоинствами пневмоколесных фронтальных погрузчиков необходимо отметить их недостаток: сравнительно небольшое напорное усилие у моделей малой и средней мощности.

Разнообразие фронтальных погрузчиков очень велико, а сфера их применения огромна, поэтому и формы представления данных по погрузчикам у разных производителей существенно отличаются, и чтобы сравнить погрузчики между собой, покупателю придется провести серьезный анализ.

JCB

Подобрать надежного дилера

Прежде чем собирать сведения, которые помогут выбрать конкретную модель погрузчика, или, как минимум, параллельно с этим процессом, рекомендуется подобрать хорошего дилера. Учитывая стоимость машины, не говоря уже о стоимости ее последующей эксплуатации, правильный выбор дилера может сэкономить вам за время службы машины сотни тысяч рублей.

Давно на рынке. Высокопрофессиональный дилер подскажет, какие технические характеристики должен иметь будущий погрузчик, чтобы наиболее рентабельно выполнять работы на вашем строительном объекте в специфических условиях, поможет вам подобрать машину. Проще всего найти подходящего дилера по рекомендации коллег. Из списка претендентов рекомендуется выбрать тех, у кого более длительный опыт работы с данным оборудованием. Поэтому дилер, который занимается погрузчиками более 10 лет, может быть более предпочтителен, чем тот, кто лишь недавно специализируется на этом оборудовании. Узнайте у дилера, может ли он дать контакты нескольких своих клиентов, которые уже приобретали оборудование, подобное тому, что нужно вам, побеседуйте с этими клиентами.

Местоположение. Рекомендуется выбирать дилера, сервисный центр которого (или предприятие-субдилер) находится не далее 80 км от места, где работает ваша техника.

Caterpillar

Обучение. Многие дилеры предлагают клиентам курсы по обучению правильным приемам безопасной работы или предоставляют учебные материалы – на электронных носителях или онлайн, либо могут прислать инструкторов по обучению непосредственно на место работы погрузчиков. Если выбранный вами дилер предлагает такое обучение, да еще и на вашей территории, это может принести немалую финансовую выгоду, сэкономить средства на командировочных для работников, получить ценные знания и навыки, а также избежать аварий с тяжелыми последствиями.

Финансирование покупки. Зачастую погрузчики приобретаются в лизинг, и многие дилеры предлагают помощь в организации финансирования покупки. Рекомендуется все же не полагаться полностью на работников дилера и самому изучить, под какие проценты и на каких условиях предоставляют кредиты различные банки. Если вам удастся выиграть даже полпроцента, это принесет солидную экономию за весь срок выплаты кредита. Не забудьте тщательно изучить все написанное в договорах «мелким шрифтом» – как показывает опыт, именно там могут быть самые важные для вас сведения, например о размерах штрафов в случае просрочки платежа. Выясните у дилера как можно больше подробностей о финансировании покупок.

Местные законодательные нормы. Если вы берете подряд на работу в незнакомом регионе, изучите местные законы и требования, относящиеся к вашей работе и оборудованию. Предпочтительно выбрать такого местного дилера, который подскажет, какие существуют региональные нормы и ограничения, и поможет получить у местных властей необходимые разрешительные документы на проданные вам машины. Прежде чем приобретать погрузчики, выясните у дилера, какую помощь в указанных вопросах он сможет вам оказать.

Hyundai

Послепродажное обслуживание. Своевременное и правильное выполнение регулярного техобслуживания квалифицированными специалистами дилера в соответствии с рекомендациями компании-производителя – основное условие рентабельности работы машины, сохранения производственных затрат на низком уровне в долговременной перспективе. Основные компоненты – ковш, шины, рулевое управление, тормоза и световые приборы – должен постоянно проверять оператор, чтобы гарантировать безопасную и производительную работу машины. Своевременная замена изнашивающихся деталей, например таких, как зубья ковша, режущие кромки и шины, также позволяет сдерживать рост производственных затрат. От качества техподдержки зависят срок службы погрузчика, коэффициент его готовности.

Очень важно подобрать дилера, который будет помогать строительной компании снижать производственные затраты и время простоев машин за счет оперативной поставки запчастей и расходных материалов, а также высококачественного техобслуживания. Выясните у дилера, насколько быстро производитель техники поставляет запчасти, которых может не оказаться на складе у дилера.

Квалифицированный дилер может порекомендовать вашей компании, какие запчасти и расходные материалы следует заблаговременно закупить и хранить на своем складе для оперативного использования.

Liebherr

Сервисный контракт. Условия обслуживания оговариваются в сервисном контракте. Трудно переоценить важность этого документа. Узнайте у дилера, какие виды сервисных договоров он может предложить. Подписывая сервисный контракт, обратите внимание на следующие моменты.

Запчасти и расходные материалы, используемые для обслуживания вашего погрузчика, должны быть от надежных брендов. Если при отсутствии фирменных запчастей предполагается замена на какие-то другие бренды, это должно быть заранее оговорено в контракте.

Должны быть указаны интервалы проведения базового стандартного техобслуживания, дополнительных сервисных работ (по разным системам) и техобслуживания всех остальных компонентов погрузчика, от ковша до заднего бампера. К контракту должен быть приложен прайс-лист с расценками на работы и запчасти.

В контракте должны быть указаны часы работы сервисного центра и куда обращаться (и какую помощь можно получить) в экстренных случаях во внерабочее время. Если дилер не обеспечивает круглосуточного обслуживания без выходных 24 часа/ 7 дней в неделю, в контракте должно быть указано, как быстро будет гарантированно оказана помощь после начала первого же рабочего дня.

Гарантийные обязательства должны покрывать все детали и работы.

Ваша обязанность – следить за строгим соблюдением дилером всех пунктов сервисного договора, так как от их выполнения зависит рентабельность эксплуатации погрузчика.

Volvo CE

Технические характеристики фронтальных погрузчиков

Колесный или гусеничный ход. Конечно, выбор типа ходовой зависит от поверхности, по которой предстоит ездить погрузчику. У машин обоих типов имеется ряд специфических преимуществ.

Фронтальные погрузчики на гусеничном ходу до середины 1970-х гг. входили в число наиболее популярных видов строительной техники, но в последние годы в связи с усовершенствованием колесных погрузчиков и расширением их номенклатуры спрос на гусеничные погрузчики, особенно общестроительного применения, снизился. За ними осталась небольшая ниша рынка: работы на высокоабразивных грунтах и твердых скальных и бетонных осколках, горячих шлаках и т. п. У гусеничных погрузчиков лучше сцепление с грунтом и выше тяговое усилие. Они более устойчивы, чем колесные. Гусеницы лучше работают на крутых склонах, меньше повреждают мягкую почву и травяной покров.

От погодных условий зависит, какие машины, на колесном ходу или на гусеницах, будут показывать лучшую производительность. В дождливый период, когда почва размокает и превращается в «кашу», лучше выбрать гусеничную машину. Гусеничные погрузчики уверенно передвигаются по снегу. В сухое летнее время и для твердых покрытий лучше выбрать колесный ход.

Колесные машины дешевле при покупке и в эксплуатации по сравнению с гусеничными. Они движутся более плавно. Колесный погрузчик может иметь привод на два или четыре колеса. Неполноприводная машина легче, у нее меньше сила сцепления с грунтом, но зато меньше и сопротивление качению. С другой стороны, полноприводные машины устойчивее и даже безопаснее, что важно для оператора.

JCB

Размерность и тип шин. Колесные фронтальные погрузчики оснащаются «внедорожными» шинами, предназначенными для интенсивного использования на неровных и неблагоприятных для движения поверхностях.

Радиальные шины обычно используются на фронтальных погрузчиках, эксплуатационная масса которых вместе с грузом превышает 40 т. Наиболее распространены у фронтальных погрузчиков современные диагональные шины, которые вполне соответствуют всем требованиям по нагрузкам, износостойкости и прочности. Самое главное преимущество диагональной шины перед радиальной – цена, которая часто на 20–40% ниже, при этом ходимость и надежность диагональной шины в зависимости от условий эксплуатации погрузчика может соответствовать показателям радиальной шины.

Обычно шины, которыми комплектуются фронтальные погрузчики, имеют диаметр от 48 до 63 дюймов (1219–1600 мм), ширину от 12 до 25 дюймов (305–635 мм), а глубина рисунка протектора составляет от 22 мм для самых легких шин этого класса и до 31 мм для самых мощных и тяжелых.

Так, для модернизированного в 2016 г. фронтального погрузчика компании JCB мод. 457ZX предлагается более 12 моделей шин радиального, диагонального и монолитного типов размерностью 23.5-25 от различных производителей.

Когда будете подбирать шины для своего погрузчика, прежде всего проверьте, установка каких шин допускается на эту машину. Коэффициент готовности и производительность погрузчика в определенных условиях можно также увеличить за счет подбора специальных шин, предназначенных для данных тяжелых условий и труднопроходимой местности. Если правильно подобрать для погрузчика шины с рисунком протектора «высокой проходимости» или более широкие, чтобы не проваливались на слабом грунте, то производительность погрузчика увеличится. Также, если правильно подобрать монолитные шины для езды по острым скалам или металлолому, можно увеличить надежность машины.

МоАЗ

Сочлененные погрузчики. Фронтальные погрузчики широко используются в строительстве и на других работах, но большим, мощным машинам сложно маневрировать в стесненных условиях. Желание преодолеть эту проблему привело к появлению классической на сегодняшний день конструкции фронтального погрузчика на сочлененной раме. Высокая маневренность объясняется именно наличием шарнирного сочленения полурам, за счет чего погрузчик представляет собой как бы две укороченные соединенные между собой машины, следующие одна за другой. Гидравлический привод в точке сочленения управляет положением и передней, и задней оси.

Оригинальная система рулевого управления реализована в новых погрузчиках Liebherr серии Stereoloaders мод. L514 Stereo и L518 Stereo, которые только во второй половине 2017 г. появились на рынке. Так называемое «стереорулевое управление» представляет собой сочетание шарнирно-сочлененного управления с подруливающей задней осью. В результате обеспечивается высокая маневренность при хороших скоростях движения, радиусы разворота у мод. L514 и L518 гораздо меньше, чем у аналогичных погрузчиков с обычной системой рулевого управления. Благодаря использованию подруливающей оси удалось уменьшить угол складывания полурам погрузчиков Liebherr с обычных 40° до 30°. В результате повысилась устойчивость машин к опрокидыванию, т. е. грузоподъемность, и в конечном итоге производительность погрузчиков L514 и L518.

Самые компактные «полноразмерные» сочлененные фронтальные погрузчики (в отличие от мини-погрузчиков) начинаются с эксплуатационной массы 3,5–4,5 т. Погрузчики этого класса способны перевозить в ковше грузы массой свыше 1 т. Некоторые мини-погрузчики также могут транспортировать подобные грузы, но полноразмерные погрузчики могут перевозить и более тяжелые грузы с более высокой скоростью и по неровной поверхности. На стройплощадках для таких погрузчиков найдется достаточно работы. Поддоны с кирпичом и другие тяжелые палетированные материалы часто имеют массу до 2 т. Перечислим преимущества сочлененных погрузчиков.

Сочлененный погрузчик обладает высокой маневренностью, для разворота ему требуется намного меньшая площадь, чем погрузчикам с жесткой рамой. В результате машины способны развить высокую производительность в стесненных условиях в местах, недоступных для тяжелой техники других типов, не рискуя повредить строения, животных и людей на строительном объекте.

«РМ-Терекс»
Например, новинка 2017 г. – мод. TL150 компании RM-TEREX. Благодаря сочлененной раме, угол складывания которой составляет ±40°, радиус разворота машины составляет по наружной шине 5,43 м, а по кромке ковша – 5,8 м. В качестве опции предлагаются система стабилизации колебаний ковша при движении, дополнительные гидравлические и электрические контуры для подключения навесного оборудования, вилы для поддонов и другое оборудование.

Благодаря сочлененной раме в конструкции передней оси погрузчиков не содержится рулевых тяг, к тому же на переднюю ось приходятся меньшие нагрузки, а это в свою очередь позволяет полностью сосредоточить переднюю половину погрузчика на выполнении основных задач без риска повредить узлы конструкции передней оси: набор материалов в ковш, подъем тяжелых грузов и перевозка их к месту назначения. Благодаря креплению рычагов стрелы в передней части машины у погрузчиков этого типа больше высота разгрузки и вылет стрелы.

Сочлененный погрузчик – экономичная машина. В общем случае он движется быстрее других тяжелых машин, т. е. развивает бóльшую производительность. Благодаря высокой маневренности за счет сочлененной рамы машина может использоваться для выполнения многих работ, которые обычно выполнялись вручную, может близко подъезжать к складированным грузам, перевозить их и разгружать максимально близко к месту назначения, проходя при этом меньший по протяженности путь по сравнению с менее маневренными машинами других типов.

Так, типичным фронтальным погрузчиком на сочлененной раме для российского рынка можно назвать мод. ДМ-34 «Волжанин» Завода «Дорожных машин» (г. Рыбинск Ярославской обл.), представленный на выставке «СТТ-2017». Достаточно простой и неприхотливый, с отечественным двигателем, 4-ступенчатой гидромеханической трансмиссией, 2-секционным гидрораспределителем, он является неплохой бюджетной альтернативой «навороченным» иностранным продуктам. В качестве опции предлагаются современное управление джойстиками и дополнительный гидроконтур для навесного оборудования. Погрузчик развивает скорость переднего хода до 35,8 км/ч, и заднего хода – 22,7 км/ч.
Завод «Дорожных машин»

Современные сочлененные фронтальные погрузчики часто оснащаются гидростатической трансмиссией без сцепления, в которой мощность передается без разрыва потока и изменяется плавно, нет проблемы износа сцепления, коробки передач и главных передач мостов. За счет гидростатической трансмиссии погрузчики данного типа перемещаются быстрее по сравнению с другими тяжелыми машинами. В управлении трансмиссией имеется тумблер, позволяющий изменять направление движения погрузчика нажатием пальца. Это очень упрощает управление. Скорость движения регулируется нажатием педали акселератора, как на автомобиле с автоматической коробкой передач. Благодаря высокоэффективной гидростатической трансмиссии погрузчик потребляет меньше топлива по сравнению с погрузчиками, оснащенными трансмиссиями других типов.

На сочлененном погрузчике оператору обеспечивается хороший обзор зон впереди и позади машины, т. е. в местах, где в основном выполняется работа. Переднее шасси погрузчиков такого типа обычно стараются сделать компактным, чтобы обеспечить оператору максимальный обзор. Хороший обзор позволяет выполнять работу быстро и безопасно.

Новые модели фронтальных погрузчиков с цельной рамой на современном рынке встречаются довольно редко: известна линейка несочлененных погрузчиков бренда KramerAllrad, китайцы предлагают некоторые модели древней конструкции с жесткой рамой.

Hitachi
Технические характеристики фронтальных погрузчиков
КомпанияМодельЭксплуатационная масса, тМощность двигателя, кВтMaкс. грузоподъемность, кгВысота выгрузки ковша, ммВместимость ковша, м3
ЗДМДМ-34 «Волжанин»10,590,4340029041,9
TerexTL1207–7,674,42200–250028601,2–1,8
RM-TerexTL15014,5–16,5140500031503,0
JCB422ZX11,993330028061,7
457ZX19,3-21,71843900–65002782–40342,8–3,5
HitachiZW310-622,42206700–88002960–36403,4–4,2
HidromekHMK640WL26,3242851028504,2
HyundaiHL97526,5–27,32477850–10 0003120–34854,8
Case521F10,4–11,2983,52592–31421,5–2,1
821F17,61586,22815–34372,8–3,4
1121F272599,03183–37174–5
МоАЗМоАЗ-4048328,5264750033354,4
LiebherrL514 Stereo8,97828802915–31701,5
L518 Stereo9,27832802835–31401,7
L58632,626010 8003260–32906
DoosanDL200-511,7–11,91063595–48152685–33472
DL250ТС-513,7–14,31283890–54402749–32702,5
DL450-525,7–26,12578590–10 3003105–37304–4,8
DL550-532,82839340–13 2603285–38304,5–5,7
Volvo CEL260H34,8290н.д.31007,3
L350H50–5439417 390н.д.6,2–12,7
Caterpillar986K44,827810 000–12 7003079–35385–10,3
988K XE52,8–54,340311 300–14 5003445–38824,7–13

В модельном ряду фронтальных погрузчиков компании LiuGong грузоподъемностью 3–16 т самой популярной является модель CLG836 грузоподъемностью 3 т. Компактный фронтальный погрузчик специально сконструирован для работы в ограниченном пространстве. Это надежная, экономичная, производительная машина.

Благодаря улучшенным характеристикам гидравлической системы эффективность работы погрузчика увеличена на 25%. Высота разгрузки по кромке ковша составляет 2910 мм. Радиус разворота – 5674 мм. Вырывное усилие – 100 кН. Управление джойстиком. Кабина ROPS/ FOPS.

Трехсекционный гидрораспределитель расширяет функциональные возможности фронтального погрузчика. Комплектация удлиненной стрелой позволяет увеличить высоту разгрузки до 3200 мм. Заднее стекло кабины с обогревом и стеклоочистителем – залог безопасности работы оператора в непогоду. Откидывающийся капот позволяет быстро и легко обслужить машину.

Приобретая фронтальный погрузчик LiuGong CLG836, покупатели получают максимальную выгоду при выборе в соотношении цена–качество.

С 2017 г. для покупателей доступна усовершенствованная модель погрузчика LiuGong CLG835Н.