Scania R500 c 4-осным раздвижным полуприцепом-тяжеловозом «Спецприцеп»

Тест-драйв тормозных накладок Textar (Часть 2)

80 000 километров
В апреле стартовал наш совместный с компаниями «ТМД Фрикшн Сервисес Гмбх» и «ПИК-Транспорт» проект испытаний тормозных колодок Textar в условиях реальной эксплуатации. Причем в условиях максимально жестких, близких к экстремальным, так как колодки установлены на седельный тягач, работающий в паре с полуприцепом-тяжеловозом на перевозке тяжеловесных негабаритных грузов. За это время автопоезд прошел на колодках Textar около 80 тыс. км, и сегодня мы подводим первые промежуточные итоги.

Восемьдесят тысяч для классных колодок – не пробег, износ практически не заметен, хотя эксплуатация была весьма интенсивной. Последнюю неделю испытуемый тягач Scania R500 в сцепе с 4-осным низкорамным раздвижным полуприцепом-тяжеловозом был задействован на перевозке 650-тонного гусеничного крана Liebherr из Москвы в Рязань. В течение двух недель все силы и средства ООО «ПИК-Транспорт» были направлены на этот транспортный проект. Кран перево­зили по частям: балласт, стрелы, поворотная платформа, 2 гусеницы, гусеничная тележка. В последний день наш испытуемый доставил вставку стрелы длиной 12 м, 3 м высотой и 3 м шириной – груз сравнительно легкий, но негабаритный. Чтобы уложить его на платформу, полуприцеп раздвигали.

Техническая характеристика тягача Scania R500
Тип транспортного средства седельный тягач
Колесная формула 6х4
Идентификационный номер (VIN) YS2R6X40002040480
Год выпуска 2008-й
Мощность двигателя, кВт/ л.с. 367,8/ 500
Рабочий объем двигателя, cм3 15 607
Разрешенная масса, кг 38 500
Снаряженная масса, кг 10 610
Колесный тормоз барабанный
Ширина тормозных колодок, передний мост 203 mm (8"), накладка стд. – Scania 153 52 49
Ширина тормозных колодок, задний мост 254 mm (10"), накладка стд. – Scania 153 52 50
Андрей Мельников, глава российского представительства «ТМД Фрикшн Сервисес Гмбх»: «Первые результаты испытания – минимальный износ – были предсказуемыми. Мы полностью уверены в качестве нашей продукции и гарантируем отличные характеристики торможения и длительный срок эксплуатации как накладок, так и тормозных барабанов. Огромный практический опыт, накопленный нашей компанией, позволяет разрабатывать оптимальные по составу и характеристикам смеси, обеспечивающие безопасность движения в экстремальных условиях эксплуатации, в том числе при перевозках негабаритных тяжеловесных грузов».

Константин Воронцов, генеральный директор ООО «ПИК-Транспорт»: «В нашем бизнесе каждый шаг требует тщательной оценки и расчета, в том числе в эксплуатации. Стараемся обратить себе на пользу те или иные свойства эксплуатационных материалов. С тормозами есть такой нюанс. В современной практике три размера барабанов и колодок: номинальный, 1-й ремонтный и 2-й ремонтный. Но мы возим тяжеловесные негабаритные грузы, и нагрузка на тормозную систему может быть экстремальной, а риски выхода ее из строя высоки. Поэтому мы 2-й ремонтный размер не используем вообще, так как барабан становится слишком тонким и появляется риск его перегрева и разрушения. Таким образом, мы используем номинальный и 1-й ремонтный размеры что на прицепах, что на полуприцепах и модульных транспортных средствах.

Второе. Жесткие накладки быстро изнашивают барабан, а барабан штука большая и достаточно дорогая, тем более, что нам их приходится менять чаще, чем обычным перевозчикам. И мы придумали следующий алгоритм эксплуатации: берем фирменные барабаны и накладки номинального размера, по износу накладок меняем их на «мягкие» накладки, то есть среднего качества (Прим. редакции: речь идет о накладках достаточно известных брендов, отнюдь не noname, как мог бы подумать читатель), и ходим до их износа. Это неплохие накладки, просто они мягче, и в целом их качество обеспечивает приемлемые параметры торможения.

Затем растачиваем барабаны под 1-й ремонтный размер и эксплуатируем с фирменными накладками, потом, если толщина барабана позволяет, ходим опять на «мягких». Под 2-й ремонтный уже не растачиваем, барабаны утилизируем и покупаем новый комплект. Таким образом мы продлеваем срок службы барабанов без ущерба для безопасности дорожного движения.

Так мы делаем, когда сами клепаем накладки и растачиваем барабаны, а когда обращаемся в фирменный сервис, то меняем полный комплект барабанов и колодок на фирменные номинального размера. Это получается выгоднее.

По итогам эксплуатации колодок Textar мы будем смотреть, можно ли встроить их в нашу эксплуатацию и какую выгоду они могут нам принести».

Парк ООО «ПИК-Транспорт» включает седельные тягачи Scania и MAN, несамоходные модульные транспортные средства Faymonville с различной оснасткой, полуприцепы «Спецприцеп», Faymonville и ряда других, менее известных у нас марок. Основной бизнес компании – это перевозки негабаритных тяжеловесных грузов, под которые и сформирован парк. Компания располагает и специальной оснасткой, которая позволяет перевозить особо сложные грузы, такие как трансформаторы. Практически на всех тягачах барабанные тормоза, только на одном из тягачей Scania на передней оси дисковые тормоза. На всех полуприцепах и модульных транспортных средствах также барабанные тормоза. Барабанные тормоза лучше соответствуют условиям эксплуатации тяжеловозом, и что немаловажно, они экономнее в эксплуатации, нежели дисковые, а тем более маслопогруженные многодисковые.

Андрей Меньшенин, заведующий гаражом ООО «ПИК-Транспорт»: «Как заведующий гаражом, я принимаю непосредственное участие в ремонте и обслуживании тягачей и прицепного состава, а также в поиске запчастей, их истребовании, получении и последующей отчетности.

Что касается тормозных колодок Textar, можно сказать по первым 80 тысячам километров: нареканий нет, колодки не дымят, не кипят, не прихватывают, торможение прогнозируемое, уверенное и четкое, как предписано заводом-изготовителем. Первоначальные размеры колодок соответствовали заявленным. Далее, зольность и дымность отсутствуют, внутри барабана не накапливается пыль, а значит, ролики и пружинки живут нормальной жизнью.

Что можно еще добавить: лояльность по отношению к тормозным барабанам. Есть такие слишком жесткие колодки, которые «съедают» барабан, а сами целые. Так вот с колодками Textar в этом отношении все в порядке – идет равномерный износ самих колодок и барабанов. Также можно отметить, что колодки не склонны к пережогу, соответственно нет риска, что барабан лопнет от перегрева.

Не наблюдается также замыливания при длительном торможении, то есть под воздействием температуры пары клея не выделяются на поверхность колодок и не ухудшают их абразивных свойств.

Но полностью понять качества колодок можно, когда они пройдут не менее 200 тысяч километров».

Осмотр тормозных колодок на испытуемом тягаче выявил незначительный износ без каких-либо отклонений от нормы. Восемьдесят тысяч километров – это действительно небольшой пробег для хороших колодок, тем более, что тягач оснащен ретардером. Основную информацию о состоянии и поведении колодок мы получили от заведующего гаражом Андрея Меньшенина и водителя тягача Юрия Жидких.

Юрий Жидких, водитель ООО «ПИК-Транспорт»: «Как вы понимаете, перед тем, как уйти в рейс, проверяю тормоза: все ли оси тормозят (а их у меня семь), одновременно ли, четко ли срабатывают, то есть выезжаю на полностью исправном транспортном средстве. По ходу маршрута как в груженом, так и в порожнем состоянии я не заметил каких-либо отклонений в работе тормозов. Все как обычно: надежно и предсказуемо. Уверен, и в дальнейшем все будет в порядке».
Scania R500 c 4-осным полуприцепом-тяжеловозом возвращается из рейса