Преимущество миниатюрных подметальных машин – высокая маневренность

Как улучшить уборку? (Часть 3)

Рекомендации по повышению эффективности и рентабельности работ при уборке дорог и улиц

Мероприятия, направленные на увеличение срока службы компонентов подметальной техники, составляют важную часть их техобслуживания. Даже небольшое техническое обслуживание может иметь большое значение.

Щетки

Щетки из стального подката

Мероприятия, направленные на увеличение срока службы щеток, составляют важную часть техобслуживания подметальной техники. Если щетки поддерживаются в хорошем рабочем состоянии, скорость их износа в процессе работы будет меньше. Даже небольшое техническое обслуживание может иметь большое значение.

Ворс. Производительность и экономичность работы щетки зависит от качества и состояния ворса. Поэтому при проведении ТО следует регулярно проверять состояние ворса щеток. Проверка не займет много времени, но может принести существенную экономию на замене щеток. Щетки должны регулярно заменяться в соответствии с рекомендациями компании-производителя машины.

При выборе щеток для замены рекомендуется учитывать характеристики ворса: тип материала (полимеры, стальной подкат и др.) и густота ворса, которая описывается диаметром отдельных ворсинок, «шагом ворсинок», т. е. расстоянием между ворсинками, и весом ворса. Диаметр полипропиленового ворса может составлять 2,3–3 мм. Иногда, если хотят продлить срок службы щеток в сложных условиях, применяют щетки с более толстым ворсом, диаметром до 3,5 мм.

Если есть возможность, рекомендуется проверить прочность ворса на разрыв, она может составлять 240–290 МПа. Конечно, желательно выбирать ворс с большей прочностью на разрыв. Чем больше прочность, тем дольше срок службы щетки.

Стальной подкат. Когда используются щетки с ворсом из стального подката, в обращении с ними нужно проявлять особую осторожность. Состояние этих щеток следует проверять через каждые 4 часа работы и заменять при первых же признаках усталостного износа или повреждения. Не рекомендуется использовать щетки со стальным ворсом на взлетно-посадочных полосах, гоночных трассах, пешеходных дорожках и т. п.

Щетки из стального подката

Не покупайте дешевые запчасти. Недорогие щетки могут показаться очень привлекательными, но и получите вы именно то, за что заплатили. Цена щеток зависит от их качества, и понизить цену можно только понизив качество. «Выгодные» щетки обычно служат очень недолго и не дают преимуществ, даже учитывая низкую цену. Если купить щетки ненамного дороже, можно увеличить их срок службы и качество подметания улиц. Чем выше прочность и качество щеток, тем выше может быть скорость движения машины при подметании.

Щетка основная цилиндрическая подает загрязнения с дорожного покрытия на транспортер, который доставляет смет в бункер. У новой основной щетки длина ворса достигает 300–330  мм. В инструкции по эксплуатации подметальной машины указывается допустимая величина износа ворса, при которой работоспособность щетки (качество подметания) остается приемлемой. Например, допускается износ до половины начальной длины ворса – это составляет около 160 мм (чуть длиннее купюры в 1000 р.). Если щетку не заменить вовремя, на дороге будет оставаться мусор и машине придется проходить один участок по нескольку раз.

Сразу три передние щетки

Лотковые щетки выполняют две функции: очищают от мусора полосу возле бордюров и перемещают смет в зону перед основной щеткой или соплом-подборщиком. Важно следить, чтобы лотковая щетка занимала правильное положение и при необходимости регулировать его. Так, если лотковая щетка будет располагаться слишком далеко от центральной оси машины, она не сможет перемещать смет в зону перед основной щеткой и часть мусора будет оставаться на дороге.

Чтобы поддерживать оптимальную производительность лотковых щеток, необходимо своевременно заменять ворс и регулировать величину «пятна контакта» в порядке, описанном в инструкции по эксплуатации машины. Ворс лотковых щеток необходимо заменять, когда его длина уменьшается приблизительно до 160–180 мм, когда уже невозможно отрегулировать ее пятно контакта. Если ворсу лотковых щеток позволяют изнашиваться еще больше, он постепенно становится слишком жестким и утрачивает способность подметать мусор, а процесс износа пойдет еще быстрее.

Наклон щетки. Лотковая щетка должна быть наклонена к поверхности дороги под правильными углами «вперед и наружу». Если углы наклона щетки отрегулированы неправильно, придется прижимать щетку к поверхности сильнее обычного, чтобы она могла эффективно работать, пятно контакта будет больше нормы, т. е. одновременно в контакте с поверхностью будет слишком много ворса. Поэтому неправильный наклон щетки является одной из причин ее преждевременного износа. По мере износа ворса требуется корректировать положение щетки.

Раньше операторам приходилось вручную регулировать наклон лотковых щеток, однако на современных подметальных машинах наклон щеток регулируется прямо из кабины с помощью пневмопривода, даже во время движения машины. Дистанционная регулировка не только обеспечивает оператору возможность постоянно поддерживать правильный наклон и величину прижатия щетки к дороге, но также увеличивает срок службы щеток и повышает качество уборки.

Если же машина не оборудована приводом регулировки наклона щеток из кабины, регулировка производится вручную в следующем порядке:

  1. опустите щетку на дорожную поверхность;
  2. включите вращение щетки и поднимите ее;
  3. проверьте размеры пятна контакта, оставшегося на асфальте;
  4. при необходимости измените регулировку положения щетки, чтобы сделать пятно контакта таким, как указано в инструкции по эксплуатации.

Не рекомендуется использовать лотковые щетки с основанием из многослойной фанеры. Пластмассовые секторы безопаснее и надежнее: пластмасса не размокает от влаги, не крошится от ударов о бордюры и стены.

Боковая (лотковая) щетка и сопло-подборщик с  уплотняющими шторами

Регулировка усилия прижатия щетки к дорожной поверхности. От величины усилия прижатия щеток к дорожной поверхности в значительной степени зависит качество подметания. Когда щетка прижата слишком сильно, она «полирует» дорожное покрытие, разбрасывая мусор вокруг, и качество подметания неудовлетворительное. Следует учитывать, что усилие прижатия щетки выбирается в зависимости от условий работы, например, при подметании асфальтовой крошки после работы дорожной фрезы усилие прижатия щетки должно быть сильнее, чем при уборке улицы. Наиболее распространенной причиной преждевременного износа щеток является слишком сильное давление на подметаемую поверхность: если пятно контакта щетки с дорожной поверхностью слишком велико, сила трения превышает нормальную величину и темп износа увеличивается. Рекомендуется отрегулировать усилие прижатия щетки на минимальную величину, при которой обеспечивается эффективная уборка смета.

Следует регулярно проверять состояние втулок, на которых вращаются щетки. Щетки и их крепление обычно больше всего загрязняются во время работы. Очень важно очищать щетки и их крепление после каждой рабочей смены.

Обучение операторов. Чрезмерного износа из-за слишком сильного давления щетки на дорожную поверхность и неправильного наклона щетки можно избежать, если обучить операторов правильно регулировать положение щеток для различных условий работы. Большинство производителей подметальных машин предоставляют подробные инструкции по регулировке рабочего положения щеток, обеспечивающего оптимальную производительность при подметании. Обучение и применение правильных приемов работы, а также качественное техобслуживание позволят существенно увеличить сроки службы отдельных компонентов и всей подметальной машины в целом.

Уборка по-китайски: щетка необычной конструкции

Изнашивающиеся (расходные) компоненты

В конструкции механических и вакуумных подметально-уборочных машин есть ряд так называемых «изнашивающихся», или «расходных», компонентов, например шторы и опорные полозья сопла-подборщика, щетки основные и лотковые. В вакуумно-уборочных машинах с регенерацией воздуха изнашивающимся компонентом также являются крыльчатка вентилятора, различные уплотнения, а у механических машин лента транспортера.

Производители подметально-уборочной техники подчеркивают, что эти изнашивающиеся компоненты изначально созданы как расходный материал и предназначены для защиты от износа, а также повреждений в результате неправильного использования или ошибок оператора более дорогих и сложных компонентов, и следовательно, повышения качества работы подметальной машины. К сожалению, большинство владельцев подметальных машин считают замену расходных компонентов неприятными и ненужными затратами. Однако плановая замена расходных компонентов предусмотрена производителями техники. Поэтому правильное обращение с изнашивающимися компонентами заключается в постоянном контроле их состояния, обслуживании и своевременной замене. Если вы попытаетесь сэкономить несколько сотен рублей и не замените вовремя «изнашивающийся» компонент, вы можете столкнуться с повреждением другого, более дорогого и важного узла.

Составьте план ТО и придерживайтесь его. Производители подметально-уборочной техники подчеркивают, что регулярное техническое обслуживание – наиболее важный фактор обеспечения длительного срока службы изнашивающихся компонентов. Если процесс техобслуживания не контролируется строго, вы не знаете, в каком состоянии находится сейчас машина и правильно ли она обслуживается, производятся работы правильно или нет, в результате действий (или бездействия) оператора состояние машины улучшается или ухудшается. Рекомендуется следить за состоянием расходных компонентов, регулярно измерять их и фиксировать результаты измерений. Это поможет вам в полной мере реализовать преимущества своевременной замены расходных компонентов.

Третья передняя щетка

Специалисты не возражают против экспериментирования владельцев уборочной техники с использованием неоригинальных расходных компонентов, поскольку цены на оригинальные детали, конечно, немалые, но рекомендуют хотя бы проконсультироваться с производителем подметальной машины.

Но если вы меняете изношенный компонент на другой и не проводите при этом никаких измерений, не контролируете ход эксплуатации детали в дальнейшем, вы не сможете узнать, принесла ли эта замена выгоду в виде увеличения срока эксплуатации детали. Наиболее успешно работают те компании, которые отслеживают сроки службы расходных узлов и деталей машин (количество отработанных часов), ведут точный учет заменяемых компонентов. Например, если сроки службы компонентов на машине уменьшились, полезно выяснить, произошло это по вине оператора или из-за изменений условий работы.

Состояние уплотнений должно проверяться регулярно, они должны заменяться через каждые 2–3 года, чтобы поддерживать производительность вакуумной подметальной машины на высоком уровне. Чтобы убедиться, что дверца бункера уплотняется надежно, рекомендуется попытаться просунуть листок бумаги под закрытую дверцу. Если листок бумаги проходит, уплотнение необходимо заменить. После мойки и чистки бункера оставляйте дверцу открытой, чтобы уплотнение подсохло и расправилось, внутренние стенки бункера также высохнут быстрее, и уменьшится вероятность возникновения коррозии.

Навесная подметальная щетка с собственным двигателем на вилочном погрузчике

Изнашивающиеся компоненты из полиуретана. Некоторые компании изготавливают изнашивающиеся детали – опорные полозья, звездочки, поддерживающие ролики и скребки транспортера из полиуретана специального состава. Как утверждают специалисты, полиуретановые компоненты обеспечивают увеличение сроков службы: приблизительно 4–7 лет для опорных полозьев и до 7 лет для скребков цепного транспортера. Предлагают даже пластмассовые рукава-вкладыши для транспортировочного воздуховода, которые служат примерно в 10 раз дольше стальных рукавов, разрушающихся от коррозии.

Конечно, срок службы изнашивающихся деталей зависит от условий работы. В одних условиях детали могут служить всего неделю, а в других – 6 месяцев.

Когда выполняется уборка улиц, время – это деньги. Важно, сколько времени сможет проработать уборочная машина без остановки и как долго прослужат на ней изнашивающиеся компоненты. Компании-производители пластмассовых запчастей утверждают, что их изделия служат больше оригинальных компонентов подметальных машин, следовательно, меньше времени будет затрачиваться на остановки машины для замены изношенных деталей, и соответственно работа будет более рентабельной.

Навесная щетка превращает погрузчик в подметальную технику

Гидросистема

В гидросистеме машины следует использовать гидравлическую жидкость такой вязкости и сорта, которые рекомендует производитель машины, и проверять настройку предохранительных клапанов, чтобы обеспечить высокую производительность. Заменяйте изношенные, ненадежные и неисправные компоненты при первых же признаках снижения рабочего давления в гидросистеме. Своевременная замена гидравлических фильтров предотвратит загрязнение гидравлической жидкости и также позволит понизить сопротивление потоку в гидросистеме.

Система подачи воды

Проверяйте систему подачи воды. Правильно работающая водяная система эффективно осаждает в бункере пыль из воздуха и увлажняет смет, поступающий в бункер, не позволяя ему засорять воздушный фильтрующий экран и препятствовать свободному протеканию воздушного потока. Следует ежедневно проверять состояние водяного фильтра и форсунок, распыляющих воду – они не должны быть засорены. Вышедшие из строя компоненты водяной системы необходимо немедленно ремонтировать или заменять, чтобы поддерживать пылеподавление на должном уровне.

Подметальная машина на универсальном ходу: колесном и  железнодорожном

Вода в качестве смазки. Когда говорят о смазке, обычно возникает ассоциация с пластичным или жидким нефтепродуктом. Но для подметально-уборочной машины «смазка» может означать и воду. И о воде в качестве смазочного материала и ее роли в обеспечении долговечности узлов и деталей при обслуживании подметальной машины часто забывают.

Операторы часто думают, что если при выполнении определенной работы или при определенных окружающих условиях применять воду не нужно, то она и вовсе не нужна в машине. Но вода в уборочной машине служит не только для пылеподавления. В присутствии воды трущиеся детали движутся легче и меньше изнашиваются. Без воды, например, скребки транспортера трутся по сухому металлу подобно стеклоочистителям автомобиля, работающим в сухую погоду, – cила трения велика. Но стоит только смочить поверхности, трущимся деталям сразу станет легче двигаться, и темп износа резко уменьшается. К тому же уменьшение силы трения означает снижение нагрузки на гидропривод и за счет этого срок его службы также увеличится. Вода помогает опорным полозьям легче двигаться по дорожному покрытию и помогает «смазывать» смет, который поступает по транспортеру в механической подметальной машине или по всасывающему воздуховоду вакуумной уборочной машины.

А для вакуумной системы применение воды оказывает важнейшее влияние на ресурс вакуумного вентилятора, поскольку уменьшает абразивное воздействие твердых частиц на крыльчатку. Металлические воздуховоды в некоторых местах изнашиваются из-за абразивного воздействия твердых частиц, сила воздействия твердых частиц уменьшается, если они увлажнены.

Третья передняя щетка

Транспортер

Ленточный транспортер необходимо ежедневно осматривать. В случае обнаружения разрывов или иных повреждений ленту транспортера следует заменить.

Необходимо правильно регулировать натяжение ленты. Если лента будет натянута слишком сильно, растянутся нити корда и лента разорвется раньше времени. Если натяжение будет недостаточным, лента будет проскальзывать и также выйдет из строя раньше срока. Поскольку лента транспортера на механических подметальных машинах со временем растягивается, ее состояние также должно проверяться через каждые несколько сот моточасов. Периодичность указывается в инструкции по эксплуатации машины.

Лента должна перемещаться по роликам ровно, без смещений из стороны в сторону. Важно, чтобы планки на ленте не били по поддону с нижней стороны транспортера, так как из-за этого лента также может повредиться.

Поскольку назначением ленты является транспортировка смета, следует ежедневно очищать ее от загрязнений, в том числе мыть дочиста. Важно поддерживать чистоту нижнего ролика, в этом месте обычно скапливается грязь. Рекомендуется промывать это место большим количеством воды из шланга. После мойки включите транспортер, пусть работает, пока не высохнет, т. к. мокрый транспортер иногда может застревать и останавливаться.

Цепной транспортер представляет собой ряд скребков, установленных на две ведущие цепи. Скребки перемещают смет по поддону. Резиновые скребки должны плотно прилегать к дну поддона и поэтому нуждаются в некоторой регулировке, и если скребки будут прижиматься к поддону слишком сильно, они будут быстро изнашиваться.

Цепи также изнашиваются и растягиваются, поэтому транспортер необходимо регулярно проверять и регулировать. Производители указывают величину провисания цепей транспортера. Когда расстояние между ветвями цепи на середине длины сокращается до 25 мм, это означает, что их натяжение пора регулировать. При неправильной регулировке натяжения цепей срок службы транспортера сокращается. Если цепь будет натянута слишком сильно, она растянется больше и в результате срок ее службы сократится. Для того чтобы обеспечить наиболее эффективную транспортировку смета от основной щетки до бункера, скребки и ведущие звездочки цепи должны регулярно заменяться. Ведущие звездочки цепей следует заменять прежде, чем на зубьях появится выработка в виде выемки. Если звездочки приходится менять всё чаще, это означает, что цепи растянулись и их необходимо заменить.

Отечественная подметальная машина

Подшипники

Подшипники – не расходная деталь, которая неизбежно должна быть заменена. Но внимание на их состояние обращать нужно. Многие операторы считают, что чем больше смазки нагнетается в подшипник, тем дольше он проработает. Но это не так, потому что консистентная смазка может выдавить уплотнения, защищающие внутреннюю полость подшипника от попадания грязи, в результате подшипник может быстро выйти из строя. К тому же рабочая температура подшипника, набитого консистентной смазкой, увеличивается, в результате срок службы подшипника может сократиться.

Чем больше пластичной смазки вы будете нагнетать в подшипник, тем больше будет нагрузка на гидропривод, т. к. ему труднее будет проворачивать подшипник, заполненный консистентной смазкой. Это можно сравнить с бегом по глубокой воде: когда вода по пояс, бежать очень трудно, но если выйти на отмель, где воды по лодыжки, бежать станет намного легче.

При замене подшипников следует использовать только оригинальные запчасти, так как в конструкции машины имеются нюансы, которые учтены конструкторами при подборе подшипников. Неоригинальные подшипники могут не соответствовать всем особенностям работы в данном узле и проработают меньшее количество времени.

Такую улицу без бордюров убирать легче