Уважай манипулятор!
Автомобильные гидравлические краноманипуляторные установки
Краноманипуляторные установки – именно манипуляторы, а не тросовые краны, – хотя и встречаются на дорогах все чаще, до уровня европейской популярности пока недотягивают. Что же мешает этим полезным механизмам находить свое заслуженное место на рынке российских потребителей?
![]() ![]() Без манипулятора этот автомобиль не стал бы ломовозом
![]() ![]() ![]() И манипулятор, и тросовый кран «Атлант»: знай наших!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Лесной манипулятор изменил технологию заготовки леса
![]() ![]() ![]() Манипулятор, устанавливаемый на бортовой автомобиль, в англоязычной среде именуемый «погрузочный кран», – это механический помощник, не облегчающий тяжелый труд рабочих, а исключающий его, правда, вместе с этими самыми рабочими. Водитель, он же оператор, работает на машине, оснащенной КМУ, в одно лицо, получает за «подработку» свои честные 50%, а бригада грузчиков отправляется на биржу, где уже сидят крановщики, водители вилочных погрузчиков, экскаваторщики… КМУ с набором соответствующих насадок оставили их всех без работы – в общем, это не проект по созданию рабочих мест. Многие руководители у нас ведь и сегодня мыслят, как в известном анекдоте из прошлого: зачем покупать трактор, когда целая рота солдат скучает без дела? И никакая современная компактная подметальная машина не сравнится по эффективности с вооруженным метлой гастарбайтером. Что же до экономии на зарплате, то это там, в Европе, зарплаты такие, что есть прямой финансовый интерес вводить механизацию всеми силами, сокращать число нанятых работников. Хотя после кризиса оклады там и снизили, но не стоит указывать, на сколько, чтобы не расстраиваться. Так что неудивительно, что в Европе грузовик без манипулятора пусть не дурной тон, но редкость. Только машины, работающие в жестких логистических цепочках, курсирующие строго между погрузчиками, или самосвалы в карьерах освобождаются там от дополнительной «ноши» в виде манипулятора. Но не только обилие привыкших к невзгодам рабочих рук тормозит рынок кранов-манипуляторов, ведь преимущества самопогрузки наши находчивые граждане давно оценили благодаря подержанным японским бортовым грузовичкам, оснащенным тросовыми кранами. Не зря же меткий народный язык прозвал их «воровайками» – прилепилось так, что уже не отмоешь. Но как следствие надежности «праворуких японских лошадок», в сознании многих закрепился и миф о надежности именно тросовых КМУ, и к манипуляторным установкам, которые подержанными к нам практически не поступали, особого доверия нет. А бывалые крановщики порой произносят слово «манипулятор» с таким выражением в голосе, что отношение к ним становится понятным без лишних слов. Почему мнение о надежности миф? Дело в том, что у тросовой и бестросовой КМУ нет принципиальных различий в конструкции. Вторая из-за отсутствия троса нуждается в дополнительном «колене», и манипуляторы в основном состоят из трех звеньев, а тросовые краны из двух (вращающаяся колонна и телескопическая стрела). А надежность и того и другого определяется свойствами металлического сплава, качеством швов и работой гидравлической системы. Ну а там уже люди «прикипают» к определенной марке, например Unic, а от нее к тросовым кранам вообще. Сила привычки хорошо известна, вот у нас хоть и азиатская страна, но есть государства еще более восточные, и для их жителей традиция важней, чем революция, пусть и научно-техническая. Для таких стран тросовые краны выпускает в том числе и концерн Hiab – в качестве более привычного продукта и альтернативы для тех, у кого манипуляторы спросом не пользуются и переубеждать людей бесполезно. К слову, тросовые КМУ проще устроены, с их помощью удобней подавать груз ниже линии горизонта. Конечно, у манипулятора его можно закрепить на длинных тросах, но подача его строго сверху вниз требует артистического владения рычагами, ведь необходимо и наклонять плечо крана, и одновременно складывать телескопические секции. То ли дело КМУ, где есть трос – стравливай его потихоньку, и всё! Случаев, когда надо что-нибудь подать в яму, немало, хотя бы всем известные работы по ремонту и прокладке новых канализационных сетей. В советское время для этого на объект пригоняли и автокран, и грузовик, сегодня и с подвозом труб и плит, и с их монтажом справляется один автомобиль с бортовой платформой и тросовой КМУ. А дополнительно и пробурить скважины под сваи можно специальной навеской, ведь тросовые КМУ, как правило, оборудуют дополнительным гидроконтуром. Сегодня даже новые среднетоннажники производители чаще предлагают с тросовыми КМУ, тем самым закрепляя традицию. Что же до кранов высокой грузоподъемности и больших размеров, тут у тросовых кранов из простоты конструкции вытекает еще одно преимущество перед манипуляторами соответствующей мощности: более низкая цена. У тросовой КМУ мощность повышают «экстенсивным» методом, увеличивая размер стрелы, число секций, толщину металла. Вся «ответственность» за груз перекладывается на трос, а манипулятору приходится рассчитывать только на собственные гидроцилиндры, поэтому для того, чтобы кран-манипулятор не отставал от тросового крана большой грузоподъемности, его устройство сильно усложняется. Еще более мудреным становится устройство тех моделей, которые выполняют максимум возможных функций. У таких манипуляторов может быть более трех подвижно соединенных звеньев, четвертое (гусек), как и третье, состоит из телескопируемых секций, тем самым повышаются возможности артикуляции манипулятора. Груз может «майноваться» на платформе вплотную к колонне КМУ, а «вироваться» горизонтально, в пролеты, расположенные на довольно большой высоте. И, наконец, устанавливаемая дополнительно лебедка придает манипулятору свойства вполне обычного тросового крана. Понятно, что цена от таких заоблачных возможностей соответствующая, и это по-своему препятствует распространению в России сложных, как бы сказали, «наукоемких» манипуляторов высокой грузоподъемности. Но ведь тросовые краны бьют ценой не только манипуляторы, но и автокраны. Судите сами: приходит кран какой-нибудь китайской марки, здесь дилер его устанавливает на вполне обычное бортовое шасси «КамАЗ», управление с кресла на колонне, даже выше, чем из кабины крановщика, – опять экономия. Разумеется, противовесы поставить здесь некуда, и на 180°-ные действия грузовысотных характеристик рассчитывать не приходится. Башенный кран не собрать, но для большинства случаев складского или малоэтажного строительства достаточно. Краны-манипуляторы, как и тросовые, все более широко применяются для монтажных работ. Кто покупает у нас полноразмерные грузовики с КМУ высокой грузоподъемности? Не «дохлые» же частники, наверно, а крупные компании с нужными выходами, выполняющие довольно широкий круг работ, сочетающих и перевозки, и строительство. А автомобиль с КМУ – это не просто транспортное средство, это мастерская на выезде. Официальный дистрибьютор итальянской компании F.lli Ferrari Corporation S.p.A. отмечает, что гидроманипуляторы Ferrari, смонтированные на бортовые шасси, пользуются у покупателей повышенным спросом. Оборудование Ferrari славится своей прочностью. Его телескопические стрелы имеют 6-гранное сечение. Литое основание установки прочно удерживает собирающуюся за кабиной конструкцию в транспортном состоянии и при эксплуатации в сочетании с гидравлическими аутригерами обеспечивает высокую стабильность при значительных нагрузках. Наибольшим спросом пользуются средние краны Ferrari 500-й и 700-й серии г/п до 10 т. Таким образом, КМУ выходят за пределы рамок исключительно погрузочного устройства, облегчающего и удешевляющего перевозки, они осваивают новые области экономики, и не только сферы транспорта и строительства. И тут у манипулятора намного больше перспектив, чем у его тросового «коллеги». Машина, оснащенная краном-манипулятором с соответствующей навеской, становится новым видом спецтехники, то есть без манипулятора не было бы ни такого типа машин, ни такого вида работ. Характерные примеры этого – автомобили-сортиментовозы, ломо-металловозы, мусоровозы для контейнеров заглубленного типа, передвижные авторемонтные мастерские. Манипуляторы сегодня «отнимают хлеб» не только у автокранов, но даже у автогидроподъемников и вилочных погрузчиков. И эта их в известном смысле универсальность нашими потребителями оценена недостаточно. С одной стороны, хромает логистика, с другой – виновата наша обычная инертность. Например, когда встает вопрос о том, что надо будет вести какие-либо работы на высоте, все думают об автовышке. А о том, что люльку можно закрепить и к автокрану, и к телескопическому погрузчику, и к манипулятору, не вспоминают! Иногда же отказываются от дополнительных навесок к манипулятору из соображений экономии, а потом, как следствие, не могут взять подвернувшийся контракт. Но на специализированные КМУ мусоровозов, сортиментовозов и ломовозов спрос устойчивый, так что тут манипулятор уважают! Еще у нас иногда забывают о таком способе повышения эффективности крана-манипулятора, как сочетание его на шасси с другим погрузочным устройством, таким как «мультилифт». Разные платформы применительно к разным навескам – все возможные виды работ будут доступны одному автомобилю! * * *Краны-манипуляторы – одно из приоритетных направлений компании «Автомаш Холдинг». Сейчас рынок КМУ растет быстрыми темпами, в прошлом году «Автомаш Холдинг» реализовал около 50 единиц техники с КМУ, и всё говорит о том, что в текущем году этот результат будет значительно превзойден. PC Produzioni поставляет сборочные комплекты КМУ под брендом Manotti, а Оil Steel – хорошо известные в России PM. Это установки с Z-образным сложением стрелы с грузовым моментом 1,5; 2; 2,5; 4; 4,5; 6; 8,5; 12; 15,5; 18; 23; 30 тм, которые устанавливают за кабиной или в заднем свесе автомобиля. Краны с грузовым моментом 15 тм самого популярного на рынке типоразмера будут монтировать на автомобили «КамАЗ», «Урал», Ford, Avia. Краны 8,5 тм – на Mitsubishi Fuso Canter, Isuzu NQR75, Hyundai HD78. Краны промежуточного типоразмера 12 тм – на КамАЗ-4308, Avia D120 и Hyundai НD120. Одно из направлений, где автомобили с КМУ стали использовать с нарастающими объемами, – это автоэвакуаторы, благодаря им транспортное средство становится максимально эффективным практически в 100% случаев. Т-образные КМУ пользуются устойчивым спросом на российском рынке, один лишь пример: заказ правительства Москвы в этом году составил 200 автоэвакуаторов с Т-образными КМУ на шасси MAN. Manotti и PM не единственные бренды КМУ, с которыми работает «Автомаш». На складе поддерживается запас установок Palfinger и Fassi с Z-образным сложением стрелы с грузовым моментом от 5 до 30 тм и вылетом до 18 м. Сроки монтажа КМУ и поставка заказчику готовых автомобилей – от одной недели. В 2013 г. при непосредственном участии специалистов «Автомаш Холдинг» был реализован проект по модернизации «мотовозов» для нужд Московского метрополитена, передвижной состав был оснащен КМУ Маnotti. Созданная в 2000 г. компания «Автомаш Холдинг» располагает значительным опытом по поставкам автомобилей и монтажу на шасси различных надстроек, в том числе КМУ, гидроподъемников, АТЗ и других автомобилей специального назначения. «Автомаш Холдинг» является дилером автомобильной техники «Группы ГАЗ», Hyundai, Avia, партнерами Ford, Iveco, Nissan. Совершенно неоправданно забыты у нас манипуляторы малой мощности, рассчитанные для установки на шасси полной массой менее 3,5 т и пикапы. Вот настоящее подспорье малому бизнесу! А между тем такие КМУ относительно недороги из-за простой конструкции и малой грузоподъемности. Принципиально они напоминают тросовые краны, у них всего два звена: вертикальная поворотная колонна и управляемая гидроцилиндром стрела, включающая всего одну или две выдвижные секции. Трос, разумеется, отсутствует. Для задачи «снять-поставить» артикуляции мини-манипулятора достаточно, также устроены, кстати, КМУ автоэвакуаторов, только у них размер больше. Грузовой момент у мини-КМУ – от 1 до 4 тм, грузоподъемность – от 0,5 до 2,5 т, вылет – от 2 до 7 м. Таковы, например, манипуляторы Hiab серии Т и Palfinger серии PC Compact.
В эксплуатации краны-манипуляторы легкой серии проявляют себя с наилучшей стороны: имеют малый собственный вес, просты в использовании и быстро монтируются. Они были специально сконструированы для небольших платформ, могут применяться на любом шасси. Великолепная эксплуатационная гибкость КМУ ATLAS позволяет использовать их при работе в ландшафтном дизайне, при планировке, работе со строительными материалами, в снабжении, при контроле технического состояния скважин и др. ATLAS также производит широкую линейку кранов-манипуляторов, предназначенных для установки на грузовые автомобили с полной массой 3,5 т, которые приобретают все большую популярность на российском рынке. Поскольку большинство малотоннажных грузовиков не оснащается КОМ в принципе, гидравлика мини-манипуляторов работает от своего электромотора на 12 или 24 В, главное, чтобы генератор на машине был достаточно мощный. Компактные манипуляторы крепят болтами к подрамнику грузовика или пикапа непосредственно сквозь днище кузова, плюс к этому, как положено любому крану, два механических аутригера. Такие манипуляторы самопогрузки, должны бы, по идее, наблюдаться на многих развозных грузовичках, а что у нас вместо этого? Наглухо затентованные «ГАЗели», по-хозяйски обитые изнутри фанерой, и об электрогидравлических манипуляторах никто ничего не слышал, а может, и не хочет слышать. Но с другой стороны, кто и где видел, чтобы потенциальные покупатели сами на рынке продвигали товары, о которых понятия не имеют? Это что-то из дурного сна маркетолога. Так что роль популяризации малых КМУ целиком ложится на производителей и их дилеров. А они, как можно заметить, порой стараются оснастить автомобиль клиента манипулятором не достаточной для него грузоподъемности, а с таким большим запасом, что можно самого себя этим краном из болота вытащить – и не только экономического. |