В поисках оптимума

Рекомендации профессионала автопредприятиям и водителям

Часть 1     Часть 2

Для водителей. Несколько полезных советов

Нигде просто так не платят!

Теперь настал момент защитить водителя от недобросовестного работодателя, и к тому же защитить личность от ложного самосознания себя в качестве профессионального водителя. Приведем несколько признаков работодателей, связывать судьбу с которыми водителю не рекомендуется, или, наоборот, стоит соединиться на всю оставшуюся жизнь.

Существует довольно много транспортных компаний и автопарков, которые по совершенно объективным причинам обречены на текучку водительских кадров. При этом они являются неплохими и стабильными работодателями. Среди них знакомый каждому из нас в качестве пассажира сегмент маршрутных пассажирских перевозок. Не все люди ввиду психофизиологических особенностей готовы многие годы подряд дробить сутки без учета дня и ночи, приступать к работе в четыре утра, а спать днем. Монотонные однотипные маршруты и неизбежные жалобы пассажиров, ведь обязательно найдется кто-нибудь недовольный. При этом оплата труда не самая высокая, кроме столичных мегаполисов, где она чуть выше средней по отрасли. Парки частных маршрутных перевозчиков, в принципе, удовлетворительными условиями труда не характеризуются. В муниципальных предприятиях царит относительная стабильность, но возраст подвижного состава стремится к пенсионному, за исключением парков Москвы, Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и еще пятерки наиболее экономически благополучных городов.

Автопарки розничной торговли ввиду постоянного роста среднесписочного показателя подвижного состава постоянно набирают водителей. Увольняются там тоже постоянно. Не все готовы тянуть одновременно лямку экспедитора и материально ответственного за груз лица при огромном объеме работы. Перевозки опасных грузов, металлопроката, тяжеловесного груза, негабарита требуют от водителя дополнительной подготовки как на административном уровне («корочки» ДОПОГ), так и определенных нетривиальных личностных качеств, здесь в большей степени необходимо быть системным, уравновешенным, внимательным к мелочам человеком. Те, кто приживается, в этих сегментах работают долго и успешно.

Теперь перечислим еще немного специфики: ритуальный транспорт, скорая медицинская помощь, вывоз ТБО, ТКО – работа нелегкая по вполне объективным причинам, также дается не всем.

Говоря простым языком – нигде просто так не платят!

Но большинство перевозчиков имеют некую усредненную бизнес-модель типа «заказчик – задание – фрахт – рейс – маршрут» (не все пункты на выбор). Характер груза чаще всего усредненный: не легкий, не тяжелый, не опасный. Торговля, доставка, всяческое оборудование, огромные массивы сборных грузов. Это основной пул грузоперевозок. Сегодня почти всегда в работе водителя есть необходимость работы с документами, существует потребность в участии и контроле при погрузочно-разгрузочных работах. Нередки и ночные смены. Скорее всего, полностью избежать этих не самых благоприятных факторов не удастся ни у одного работодателя.

Общий принцип для водителя в найме. Наиболее комфортная среда эксплуатации автотранспорта там, где компания использует собственный транспорт для собственных нужд и внутренних перевозок. Всегда более стрессовая работа – в компаниях, оказывающих услуги по перевозкам.

На что необходимо обратить внимание водителю на этапе трудоустройства

Не стесняйтесь, но и не наглейте, не грубите. Это основные принципы, которыми должен руководствоваться трудоустраивающийся водитель. Излучая спокойствие и уверенность, попросите до принятия решения о трудоустройстве провести «экскурсию», где вы оцените возраст и состояние подвижного состава. Уточните, где и как организованы такие вещи, как ремонт, мойка, стоянка, заправка, есть ли бытовые условия для водителей. Приглядитесь к объявлениям и стендам в офисных помещениях предприятия, обратите внимание на инструкции и приказы. Уточните график выплат, изучите процедуры взысканий с работников. Вас должны насторожить такие вопросы HR-специалиста, как наличие у вас кредитов и ипотеки. Это может говорить о задержке зарплаты или нерегулярной ее выплате. Кредиты вам надо платить по графику, значит, вы будете требовать денег в срок, а их вовремя вечно нет на расчетном счете, отсюда конфликты.

Можно немного поиграть в шпионские игры. Даже если не курите, стоит немного потоптаться в местах для курения, свернув уши «в трубочку». Ну или что-то в этом духе…

А насколько ты сам водитель?

Новенький бланк водительского удостоверения позитивно будоражит сознание новоиспеченного водителя. Кажется, что открываются невиданные горизонты, теперь наступила эра жизни на колесах. Отчасти это так. Законная возможность управления автомобилем – хорошая гиря на чаше весов качества и благополучия жизни. Но есть и подводные рифы, и мели.

Обязательный начальный этап в жизни молодого водителя – «вкатывание». Это стрессовый, адаптационный период, у всех разный по длительности и характеру течения. Но вот, наконец, он пройден. Поездки в магазин, на работу, прогулки по выходным на автомобиле за город перестали напоминать боевые действия и штурм неприступных крепостей. Исчезла аритмия и жажда, больше нет непонятных сомнений и страха попасть в ДТП перед тем, как сесть за руль. На этом этапе некоторым водителям приходит мысль о профессиональной деятельности, связанной с вождением автомобиля. Если ваша задача доставить себя любимого на автомобиле к объекту вашей деятельности или заказчику, клиенту, потенциальному партнеру, смело продолжайте совершенствовать свое мастерство, только, пожалуйста, черпайте информацию из достоверных источников.

Совсем другой «коленкор», если вы собираетесь трудоустроиться по найму и сесть за профессиональный руль, даже если речь идет о легковушке. Здесь новичка поджидает огромное количество «вводных», о которых он и не подозревал. Даже малютка-грузовичок, полной массой всего пару тонн, категории В – всё равно это полноценный грузовик, требующий определенных навыков, техники и этики вождения.

Что почём

(Примечание. Расценки приведены на момент написания статьи и для определенного региона, их следует воспринимать только как пример).

Рабочий день большинства российских водителей, за исключением госструктур, не нормированный. Смена заканчивается только после того, как выполнены все поставленные на сего­дня задачи. Но это вовсе не означает, что водитель по 15 часов в сутки находится за рулем в нарушение всех норм и логики. Ожидание готовности груза, требования заказчиком подачи к определенному времени и ряд обстоятельств отправляют водителя иногда в комнату отдыха, но продолжительное ожидание чаще всего происходит на рабочем месте в кабине. Заработная плата водителя за смену зависит от размеров и тяжести подвижного состава с учетом сложности и продолжительности маршрута, колеблется в пределах 2000–4500 рублей. Дисциплинированный водитель без вредных привычек за месяц, таким образом, зарабатывает от 40 000 до 100 000 рублей. Бывает и меньше, и больше, но основная масса находится в зоне именно этих референтных значений. Междугородные перевозки в последнее время прибавили в зарплатах, там есть шанс подойти к 130-тысячной отметке и перейти ее, но, опять же, этот труд не для всех…

Однако целиком зарплату водителю почти никогда не удается донести до дома, и вовсе не по причине пагубных страстей. Приведу несколько примеров самых банальных ловушек для водителя в Москве. Заезд без уважительных причин в московский «грузовой каркас» (5000 рублей, «Грузовой каркас» – это улицы, по которым имеют право передвигаться грузовые автомобили в Москве), неоплата парковки (5000 рублей), парковка с нарушением (3000 рублей, если ТС не эвакуировали, и минимум 10 000 рублей в сумме, если это все же произошло), выезд на выделенную полосу общественного транспорта (2500 рублей), в суете расколотый при подаче машины задним ходом комбинированный фонарь (в среднем 5000 рублей), распоротая невидимой арматурой шина (до 50 000 рублей), да и просто десяток штрафов с камер за незначительное превышение скорости аннулируют итог, как минимум, одной, но чаще нескольких смен. В других регионах власти тоже не упускают случая наказать водителя. Вы готовы? Продолжаем. На бедного водителя работодатель, кроме прямых обязанностей, буквально «вешает» все, что только можно: преждевременный ремонт двигателя после перегрева в бесконечных заторах, предъявляет претензии после выставления счета за ремонт ходовой части, разбитой плохими дорогами, заставляет компенсировать за свой счет похищенные злоумышленниками или пассажирами автокомпоненты, элементы декора и оборудования машины. Стекла, шины, перерасход топлива и масла, ДТП – всё прилетает к шоферу неизбежным бумерангом. Не отстают в этом плане от работодателя и законодатели, и контролирующие органы. ГИБДД, УГАДН, весовой контроль, таможня, санэпидстанция, трудовая инспекция, экологи – у всех есть вопросы.

А теперь настал момент поучиться, как выплыть в этом океане «квестов поневоле».

Теоретическая «бумажно-документальная» подготовка

Противостояние массиву вероятных неприятностей следует начать с досконального изучения документов на вверенный авто еще до выезда на линию. В свидетельстве о регистрации (СТС) транспортного средства содержится немало важной для водителя информации.

Смотрите, как документально описан ваш автомобиль, даже если внешне это обычная легковушка, из которой соорудили фургон. Если в графе «тип ТС» он значится грузовым, то это означает для водителя ряд ограничений и запретов. Надо быть аккуратнее с использованием левого ряда на дорогах с тремя и более полосами, помнить про «грузовой каркас» и экологический класс. По экологии конкретнее. Например, на территории города Москвы запрещено движение грузового транспорта с экологическим классом ниже второго. Если данные об экологическом классе не указаны в СТС, то он считается нулевым. Пример: согласно этим нормам безобидный классический советский «каблучок» ИЖ-2715 – вне закона в черте города Москвы! А в Набережных Челнах до сих пор можно встретить это живое ретро, эксплуатируемое вспомогательными подразделениями Камского автогиганта, и всё в порядке.

Да и в принципе, много старья вынуждены содержать и латать поневоле наши соотечественники по всем уголкам великой страны, но это так, лирическое отступление…

Водителю необходимо помнить значения полной и снаряженной массы автомобиля, из которых несложно вычислить «официальную» грузоподъемность. Важно понимать, что даже на аналогичные внешне шасси могут быть установлены надстройки разных производителей, и эти данные будут отличаться. Это убережет от ненужных споров.

Не менее важный для профессионала источник информации – заводские таблички. Всегда надо знать их местоположение и краткое содержание.

На современном транспортном средстве их может быть несколько, и это к лучшему для шофера. Шильдик с данными надстройки не менее важен, чем табличка с данными поставщика шасси, иногда заводчане «балуют» потребителей даже данными о необходимых спецификациях масел, техжидкостей и размерах шин.

Теперь обязательно проверяем «свежесть» документов. В графе «особые отметки» СТС может быть указана дата окончания лизинга, и если она просрочена, то выезжать на линию нельзя – можно попасть на штрафстоянку. В полисе ОСАГО проверяем срок окончания действия и период использования. Реформа техосмотра требует быть предельно внимательным к срокам действия диагностических карт на грузовом автотранспорте.

В путевом листе, а это единственный вариант документа, связывающего владельца транспорта и человека за рулем, с которым водитель транспорта, принадлежащего юрлицу, может покинуть территорию стоянки (исключение составляют только договор купли-продажи транспорта или технологический перегон без осуществления коммерческой деятельности, но доказать это на дороге непросто), обязательно должны стоять отметки с датой и временем проведения предрейсового медосмотра водителя и механика-контролера технического состояния машины. Принципиально важно, чтобы время посещения «доктора» было раньше, чем время контроля механика. Не имеет право прикоснуться к автомобилю водитель без медосмотра, даже на закрытой территории. Напоминаем, что никаких доверенностей на управление при эксплуатации коммерческого транспорта не предусмотрено Уставом автомобильного транспорта. В ряде случаев можно выписать доверенность на перегон, но при этом категорически нельзя заниматься коммерческой эксплуатацией.

Если не полениться, и предварительно подробно расписать в путевом листе маршрут движения, то это будет хорошим подспорьем в случае беседы с сотрудниками ДПС при посещении всяческих «грузовых каркасов». Помните, зоны с ограничением движения грузовых автомобилей необходимо покидать на ближайшем к месту назначения перекрестке. Помимо записи маршрута в путевом листе для подтверждения легитимности движения в зоне ограничений необходимо иметь документы, содержащие информацию об адресе доставки, погрузки/ разгрузки. Лучше всего для этого подходит привычная товарно-транспортная накладная или УПД – универсальный передаточный документ.

Это лишь немногое, но основное в плане документов и запретов с ограничениями.

Теоретическая «железная» подготовка

Дорожные знаки, ограничивающие движение автомобилей определенной массы, габаритов, грузоподъемности, возможности использования прицепов, устанавливают в двух случаях. В первом власти стремятся избавить увеселительные и курортные зоны от транзитного транспорта, во втором возможность дорожной инфраструктуры, а это мосты, тоннели, инженерные сооружения, близость ЛЭП и так далее не позволяют безопасно пропустить ограничиваемый в движении типаж подвижного состава.

В первом случае водитель, игнорируя запреты, рискует получить штраф и требование покинуть запрещенный маршрут, во втором могут произойти тяжелые ДТП. Будьте внимательны, точно знайте габариты и массы вашего автомобиля (особенно высоту и длину), не рискуйте без необходимости.

Вопрос о ремонте. Ежедневное обслуживание при выезде на линию никто не отменял. Поэтому у толкового водителя, а не «водятела» не должно выясниться в разгаре рабочего дня, что у него не хватает антифриза, масла или тормозной жидкости. Надо всегда знать и уметь проверить с помощью щупа, смотрового окна, уровня в бачке, а иногда и из показаний бортового компьютера уровни всех основных технических жидкостей, примерно представлять динамику их расхода на конкретной машине, при необходимости возить с собой запас на долив. По поведению манометра пневмосистемы – важнейшего прибора для автомобилей с пневматическими тормозами, надо уметь заранее распознать увеличившиеся потери сжатого воздуха и принять превентивные меры.

В принципе, современный автомобиль достаточно надежен и, пребывая в технически исправном состоянии, позволяет отработать далеко не одну смену не заглядывая под капот. Более того, заглядывать туда водителю иногда не рекомендуют даже сами работодатели в случае поломки, если техника на гарантии, а работник не обладает достаточной квалификацией. Но знать, как устроено крепление запасного колеса и что необходимо предпринять для его замены, необходимо.

Водитель или «водятел»?

Ловкий, опытный водитель не даст себя в обиду, хоть и очень уязвим перед колючими обстоятельствами. Вот несколько примеров ситуаций, которые необходимо в уме прорабатывать, чтобы быть готовыми. Готовыми ко всему.

В мире коммерческого транспорта очень важно, чтобы подвижной состав подходил и соответствовал транспортным задачам перевозчика. Неочевидный пример. Технически исправный 40-тонный стандартный автопоезд, состоящий из седельного тягача с полуприцепом, при всей своей сложности и масштабных габаритах в условиях дороги с ограниченным коэффициентом сцепления (мокрое, скользкое, заснеженное покрытие) более стабилен и лучше «держит дорогу», чем относительно небольшая какая-нибудь «передвижная лаборатория», полукустарно смонтированная на скромном трехтонном шасси, водить которую по сухой дороге не представляет особого труда.

В последнее время ярко выражена тенденция к сокращению транзитного времени выполнения междугородного рейса, особенно если заказчиком является крупная логистическая компания. График движения таков, что без нарушений законодательства его под силу выдержать лишь экипажу из двух водителей, а перевозчик к этому не готов, так как это требует расходов на увеличение штата и зарплату. В подобном случае, чтобы не оказаться крайним, грамотному водителю придется проявить весь свой дипломатический талант, а иногда и пойти на конфликт с начальством. Итогом прений должен быть четкий, а лучше задокументированный ответ, суть которого в том, за чей счет и при каких обстоятельствах будет «банкет» в случае срыва запланированного тайминга. Добиться этого нелегко, но необходимо…

Вспомним о «малышах». Нет, не о семье и детях, а об относительно небольших грузовых автомобилях, для управления которыми достаточно прав категории В. Если нет опыта вождения таковых, то для новичка важно знать несколько простых нюансов. Движение задним ходом «вслепую» требует навыков и опыта. Не стоит стесняться на ранних этапах просить проконтролировать процесс третьих лиц. Если кабина бескапотной компоновки, то водитель такой малютки сидит не в базе, как в легковом авто, а в переднем свесе или близко к нему. Отсюда немного другой вынос в повороте, потренируйтесь заранее. Все без исключения грузовики и фургончики «слеповаты» на правый бок. Плавная, немного затянутая манера перестроения при смене ряда позволит предотвратить столкновение в случае ошибки.

Единственно верный для профессионала путь – постоянное обучение и набор практического опыта, движение от частного к общему, чтобы выработать внутреннее чутье, в основе которого понимание сути всех процессов, текущих в таком сложном едином механизме, как автомобиль. При этом важно не забывать и о сложностях человеческих взаимоотношений…

Пример из практики, устои и традиции против оптимизации

Вот вам пример, основанный на реальных событиях. Любой профессионализм, в том числе и в нашем деле, складывается из бессчетного количества мелочей, игнорировать которые мы не можем ни при каких обстоятельствах! Только лишь мастерски управлять автопоездом и знать его матчасть недостаточно. В современных реалиях (что уж тут говорить, всегда так было, только «вводные» особо даже и не менялись, а скорее корректировались). Главное, необходима выработка определенного мышления и логики.

Рассказываю. Для начала вводные данные, условия задачи. Стандартный автопоезд с тягачом 4х2 и 90-кубовым трехосным полуприцепом. Регулярный маршрут: Москва – Санкт-Петербург. Ничего особо сложного. Загрузка в 9-00 в Дмитровском районе Подмосковья, выгрузка до 22 часов на южной окраине Питера, транзитное время 11 часов, можно использовать платную дорогу М11. Обратная загрузка на Москву в 9-00 в питерской промзоне без лимита времени прибытия на выгрузку в течение суток. В сегодняшних реалиях это не просто рейс, а подарок…

Водитель М. прибыл на выгрузку в СПБ к 21 часу, в 22 выгрузился и, законно оставаясь некоторое время на территории грузополучателя, принялся изучать условия новой задачи. Санкт-Петербург – город не слишком благоприятный для движения большегрузов. ЗСД (Западный Скоростной Диаметр – дорога платная и дорогая – не вариант), а в самом городе много мостов с ограничением полной массы, много ограничений высоты, длины ТС, запретов движения с прицепом. Помимо трамвайных путей и банальных запретов движения грузовиков в жилых зонах, знаки расставлены там, где реально на фуре лучше не соваться, даже не боясь штрафов… Так вот, наш водитель М., рассмотрев будущий утренний пункт погрузки, проанализировал карты разных приложений, нашел-таки глубокой ночью уютный тупик в километре от утренней загрузки. К заказчику он не опоздал, груз принял к перевозке в штатное время и вполне благополучно завершил рейс. В дальнейшем он нашел общий язык с сотрудниками охраны на загрузке, и они его допускали на территорию после ухода неугодного руководства. Лайфхак сомнительный, но вместе с тем показательный. К слову сказать, в рейсе М. всегда трезвый, и случись ему переставить машину, разбуди, всегда готов…

Водитель А., сотрудник этой же транспортной компании, работает на этом же маршруте. Он стремится побыстрее выгрузиться на окраине СПБ, чтобы отправиться на любимую стоянку в Шушарах. Там его ждет шашлык, долгий сытный ужин, беседы с коллегами за рюмочкой чаю о нелегкой доле их профессии. Утром, наспех «продувшись» собственным прибором сомнительной калибровки, А. садится за руль и мчит в жестком утреннем час-пик-трафике на погрузку. Все ему неугодны. Ах, уж эти менеджеры, которые «не в кассу» тут припарковались и т.п.

В стрессе А. принимает груз и вечно недовольный отправляется на маршрут…