Автогидроподъeмники – спецтехника широкого профиля

Трудно, пожалуй, найти спецтехнику, так глубоко внедрившуюся в нашу обыденную жизнь, как автогидроподъемники. Машины с монтажной люлькой на стреле встречаются в современном городе буквально на каждом шагу. И надо отметить, что на рынке все-таки преобладают российские модели подъемников, хотя исключения, особенно в секторе гидроподъемников с большими рабочими высотами, есть.
Bronto Skylift

Наши предприятия собирают российские конструкции. Но не всегда

Вполне логично, что ведущие заводы страны, занимающиеся производством АГП, используют конструкции собственной разработки. Тем не менее таких предприятий сегодня у нас мало. Одно из них – «Казанский электромеханический завод». В 1957 г. на КЭМЗ впервые выпустили партию телескопических вышек с максимальной высотой подъема люльки в 15 м. Сегодня на заводе покупателям предлагается около трех десятков коленчатых и телескопических моделей АГП, стрелы которых выдвигаются и раскладываются в диапазоне от 14 до 37 м. Причем модельный ряд подъемников, предназначенных для использования в строительной и коммунальной сферах, был дополнен в 2013 г. пожарными автолестницами и специальными подъемниками, созданными для работы в аэропортах. В 2015 г. заводчане начали выпускать комбинированную модель КТА-32, в которой соединились коленчатая и телескопическая схемы подъема стрелы. На 32 м она поднимает работников в люльке грузоподъемностью 0,3 т. В горизонтальной плоскости стрела может выдвигаться на 23,6 м.

В 2015 г. КЭМЗ начал выпуск АГП КТА-32, в котором соединились коленчатый и телескопический принципы подъема стрелы

«Машиностроительную компанию «Витебские подъемники», выпускающую с 2012 г. АГП под брендом ВИПО, также можно отнести к предприятиям, осуществляющих полный цикл производства подъемников. Но надо отметить, что в конструкциях ВИПО широко применяются итальянские гидравлические системы и немецкие системы без­опасности. За счет того, что стрелы подъемников делаются из высокопрочной, но легкой шведской стали Domex, белорусским разработчикам удалось снизить металлоемкость гидроподъемника на 40% по сравнению с аналогами конкурентов. Предприятие сосредоточилось на производстве телескопических гидроподъемников и их модификаций – телескопических с дополнительным коленом и рычажно-телескопических. Диапазон рабочей высоты моделей ВИПО – от 12 до 36 м. Кроме того, витебские инженеры сконструировали оригинальные полноповоротные телескопические АГП со стрелами решетчатого типа, обеспечивающие подъем работников на высоту 18 и 20 м. А недавно заводчане представили новую модель – уникальный пожарный подъемник АКП-30 ВИПО. В модели АКП-30 использованы комплектующие ведущих итальянских, шведских, немецких, болгарских производителей. На предприятии заказчикам предлагается на выбор монтаж установки на шасси КАМАЗ, МАЗ, «Урал», Iveco, Volvo, Scania, Мan.

В конструкции ВИПО 18-01 со стрелой решетчатого типа на базе ГАЗ-33086 использовались материалы и комплектующие узлы европейских производителей

Примечательно, что разработки специалистов ВИПО показались очень интересными руководству ОАО «Завод Мехпромстрой» из Краснодара. Традиционно это предприятие выпускает коленчатые подъемники серии ВС и телескопические ВСТ, но недавно завод приступил к выпуску рычажно-телескопического АГП ВИПО-20-01. Новый подъемник обеспечивает 20-метровую рабочую высоту и монтируется на шасси Hyundai 78, на предприятии модель назвали «Краснодарец». Высокотехнологичные и маневренные гидроподъемники ВИПО, выпущенные краснодарским предприятием, уже находят покупателей в энергетической отрасли, востребованы при выполнении ремонта городских крыш и фасадов зданий, ВИПО работают на строительных объектах и обслуживают линии электропередачи, трубопроводы.

Но намного больший сегмент нашего рынка занимает продукция российских предприятий, в конструкциях которых используются импортные подъемные установки. Их ввозят в Россию европейские, японские, китайские компании. Например, современное машиностроительное предприятие ООО «НПП «Автомаш» (Московская обл.) с 2010 г. является партнером концерна Manotti S.r.l. Итальянский производитель изготавливает гидроподъемники, позволяющие работать на высоте 12–28 м, а «Автомаш» монтирует их на шасси ГАЗ, «Урал», КАМАЗ, ЗИЛ. МАЗ, а также на импортные шасси Nissan Cabstar, Hyundai, Isuzu. Самая массивная модель АГП, предлагаемая «Автомашем», это подъемник Manotti  GDX28, установленный на полноприводное шасси «Урал». Особенностью модели является то, что Z-образная схема раскладывания стрелы позволяет ремонтировать и обслуживать мосты, виадуки и другие подобные сооружения. Для безопасной работы на высоте все установки Manotti с высотой от 22 м и выше комплектуются анемометрами, которые автоматически блокируют работу стрелы, если скорость ветра достигает 10 м/с и выше.

Серия оригинальных АГП GDX 20 E с двойным пантографом, созданных ООО «Автомаш» совместно с компанией Manotti, очень компактна

ООО «Автомеханический завод» из Нижнего Новгорода пять лет назад начал производить гидроподъемники. Этому предшествовала большая подготовительная работа по организации производственной базы и выбору поставщика комплектующих гидроподъемников. Руководство АМЗ приняло решение о сотрудничестве с опытными европейскими производителями, положительно зарекомендовавшими себя в области производства подъемной техники. Сего­дня, используя комплектующие высокого качества, нижегородское предприятие осуществляет мелкоузловую сборку уже получивших известность, надежных и неприхотливых гидроподъемников под маркой АМЗ. Нижегородские АГП поднимают люльку на высоту от 14 до 35,6 м. Особенностью продукции является низкая масса при впечатляющих грузовысотных показателях. Облегчение конструкции в основном достигается благодаря изготовлению секций стрел из тонкой, но очень прочной листовой стали марки Domex, образующей в результате гибки и штамповки оригинальный профиль. Установки с облегченной, но очень прочной конструкцией с рабочей высотой в 24 м устанавливают мастера АМЗ на малотоннажные шасси ГАЗель, Fiat Ducato или Isuzu Elf. Для безопасной и удобной работы в люльке предусмотрена система автоматического выравнивания горизонтального положения пола, а также возможность поворота корзины на ±90°. Гидравлические выдвижные аутригеры обеспечивают устойчивость АГП даже при работе на не подготовленной специально площадке.

«Автомеханический завод» «Автомеханический завод» «Автомеханический завод»

Ведущие российские компании по производству АГП: ООО «Автомеханический завод», ООО «НПП «Автомаш», Автомобильный Завод «Чайка-Сервис» и другие сотрудничают с конкретными зарубежными партнерами по многу лет, добиваясь значительных успехов. Но есть и компании, использующие при производстве АГП буквально любые доступные надстройки. Например, ООО «Завод СпецАвтомобилей «Фаворит Сервис» из Нижнего Новгорода предлагает клиентам установку коленчатых, телескопических, коленчато- и рычажно-телескопических АГП, как собранных на отечественных заводах, так и зарубежного производства, импортируемых в Россию известными у нас китайскими и итальянскими компаниями Autel, CTE, Socage. В качестве базовых «Фаворит Сервис» предлагает шасси ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ, «Амур», «Урал», ТАТА, Isuzu, HINO, Hyundai. На предприятии утверждают, что подбирают каждому клиенту наиболее подходящий вариант спецтехники, исходя из его финансовых возможностей, условий эксплуатации и персональных пожеланий.

Bronto Skylift

От 80 и выше

Необходимость в высотных гидроподъемниках возникла вместе в появлением первых многоэтажных зданий, и главной задачей новых подъемников было спасение во время пожара людей, находящихся на верхних этажах. В Россию первая пожарная лестница высотой в 27 м попала только в 1802 г.

Наиболее известным российским производителем пожарных АГП является ОАО «Пож­техника». В 2015 г. это предприятие из Торжка отметило свое 80-летие. Для пожарных и спасателей из МЧС предприятие выпускает коленчатые, телескопические, а также комбинированные коленчато-телескопические АГП с максимальной рабочей высотой от 15 до 50 м. Для производства стрел к своим подъемникам на заводе организовано специальное подразделение. Сегодня «Пожтехника» производит самые «высокие» АГП не только в России, но и в странах СНГ.

Самый высокий пожарный коленчатый подъемник российского производства АКП-50 на базе КАМАЗ-6540 выпускает АО «Пожтехника»

АГП, обеспечивающие подъем люльки на высоту 80 м и более – это машины уникальные. Их производят компании, которые можно пересчитать по пальцам. И безусловно, самым известным изготовителем высотных подъемников является финская компания Bronto Skylift Oy AB. Специалисты компании с 1965 г. упорно разрабатывали самые безопасные и в то же время быстро и надежно приводящиеся в рабочее состояние мобильные подъемники. Уже в 1980 г. появился пожарный подъемник Bronto 750 с рабочей высотой в 50 м. Один из Bronto 750 на базе МАЗ-7310 был приобретен сразу же для пожарных Москвы. В 2000 г. компания удивила мир уникальным 88-метровым АГП F88HLA на 5-осном шасси. Следует отметить, что надежность и безопасность АГП Bronto Skylift именно в этот период была по достоинству оценена в NASA, подъемники финской компании начали закупать для обслуживания космических челноков Space Shuttle. А уже в 2010 г., побив собственный рекорд в 101 м, был представлен подъемник 112 HLA на колесном 7-осном шасси MB. Эта установка с люлькой г/п 0,5 т поднимает бригаду работников с необходимым оборудованием на 112 м, причем на высоте около 85 м стрела может наклоняться, обеспечивая горизонтальный вылет до 25 м. Сегодня Bronto 112 HLA может служить эталоном в подходах к обеспечению безопасности работ. Фирменная система Bronto+, оснащенная контроллером дистанционного управления Telecontrol, а также система автоматического выравнивания аутригеров обеспечивают как оператору, находящемуся на земле, так и ремонтникам в люльке, работающим на высоте, условия труда, которые можно назвать комфортными с точки зрения удобства выполнения производственных задач, легкости управления движениями люльки, маневренности и «гибкости» настроек ее положения в пространстве. Уникальные подъемники финской компании отличаются рекордно малой массой: АГП 112 HLA весит всего 75–77 т, в зависимости от комплектации, а также очень компактными размерами: высота шасси с надстройкой не превышает 4 м, а ширина и длина в транспортном положении составляют 2, 7 и 19 м соответственно. Поражает и быстрое «преобразование» подъемников Bronto из транспортного в рабочее состояние – огромная установка, заезжая на объект, всего через 40 сек может приступить к выполнению своих производственных функций. Маневренность машин Bronto заслуживает особого внимания. Наиболее массивная модель 112 HLA в ситуациях, когда необходимо участие гигантского подъемника в спасательных операциях МЧС, подъезжает к месту работ по узким городским улицам, может развернуться во дворе и т. д.

Bronto Skylift Bronto Skylift Bronto Skylift Bronto Skylift

Конечно, АГП Bronto не создавались по большому счету для выполнения строительных работ. Их основное назначение –ремонт ветровых электростанций, борьба с пожарами, спасение людей в сложных ситуациях, а также выполнение в мегаполисах различных коммунальных работ на большой высоте. И с этими задачами лучше подъемников Bronto Skylift не справится никто. Ведь несмотря на высокую стоимость модели и, казалось бы, достаточно редко возникающие ситуации, требующие участия Bronto 112 HLA, компания уже реализовала более 200 машин, и все они успешно работают в разных точках планеты.

АГП ПСС-121.12-01 на базе ГАЗ-3302 от завода спецавтомобилей «Фаворит Сервис» может поднимать рабочих с материалами и инструментом на высоту до 12 м
 

Автогидроподъемники, обладая большой мобильностью и универсальностью применения, способностью в кратчайшие сроки доставить монтажников с оборудованием и инструментом на необходимую высоту, стремительно становятся одним из ведущих звеньев в мероприятиях по увеличению объемов монтажных и строительных работ. Без АГП сегодня также невозможно представить успешное функционирование коммунальной индустрии. И отечественные машиностроители, надо отдать должное, достигли заметных успехов в производстве АГП. Однако стране обойтись сегодня без поставок зарубежных компонентов, а также без импорта готовых гидроподъемников невозможно. Наладить выпуск отечественных АГП, используя лучшие мировые технические решения, доведя их качество до европейских норм, – вот наша задача.

компании из статьи
компании из статьи