IAA 2006. Новинки автобусной техники

В. Семёнов

В последнем номере журнала «ОС» за 2006 г. мы рассказали о грузовых автомобилях на выставке. Сегодня мы знакомим читателей с новейшими моделями автобусов, представленных на IAA 2006 десятками фирм-производителей.

Solbus Solcity

Международное жюри, состоящее из журналистов, пишущих на автобусную тематику, огласило итоги традиционного конкурса «Автобус года», авторитет и значение которого с каждым годом возрастает. В результате тщательного анализа конструкций претендентов и проведения испытаний на дорогах Австрии титула «Автобус 2007 года» удостоен низкопольный городской автобус Mercedes-Benz Citaro LE U, в конструкции которого применена независимая передняя подвеска, автоматическая коробка передач ZF и гипоидный задний мост. Особо высоко отмечен необычный дизайн автобуса. Второе место в конкурсе отдано новинке – автобусу VDL Ambassador 200, третье – MAN Lion Regio. Естественно, было много новинок, относящихся к туристским и междугородным автобусам.

Растет новый конкурент

«Сюрпризом» из Польши стал экспонат частной автобусной фирмы Solbus, у которой есть собственное конструкторское бюро и испытательный трек. Новейшая 10,8-метровая модель городского автобуса Solsity 11 предлагается в двух вариантах – с двумя и тремя боковыми дверьми. Несущий кузов изготовлен из нержавеющей стали, поэтому фирма дает на него гарантию от коррозии на 12 лет. Колесная база – 5600 мм. Салон рассчитан на 90 пассажиров, мест для сидения – от 27 до 38 (по заказу покупателя). Двигатель – дизель IVECO объемом 5,88 л и мощностью 240 л.с. при 2500 мин-1 или Cummins (6,7 л; 250 л.с. при 2400 мин-1) – агрегатирован с 6-ступенчатой механической КП ZF или ГМП Voith. Подвески регулируемые пневматические, тормоза всех колес дисковые. Автобус оборудован системой наклона кузова на остановках, облегчающей вход в салон. Для въезда инвалидов на колясках из пола дверного проема выдвигается трап.

Динамика роста объемов производства компании Solbus впечатляет: в 2001 г. она произвела 2 автобуса, в 2003-м – 33, в 2004-м – 118, в 2005 г. – 146. Общий выпуск с 2001 г. составил 312 автобусов.

Solaris с гибридным двигателем

Ужесточение требований к защите окружающей среды заставляет конструкторов все чаще обращаться к гибридному приводу в автобусостроении. Польская фирма Solaris Bus & Coach удивила многих. Сочлененный городской автобус Solaris Urbino 18 Hibrid длиной 18 000 мм, вместимостью 160 чел. снабжен кроме 8,9-литрового дизеля Cummins мощностью 340 л.с. гибридным приводом GM Hibrid Allison EP50 – а это электродвигатель, батарея аккумуляторов (NiMn), управляющий блок, распределитель потоков энергии. Этот автобус экономичней аналога с обычным дизелем на 20...43% (в зависимости от режимов движения), его отличают уменьшенное на 10...39% количество выбросов NOx и на 51...94% сниженный выброс твердых частиц. О популярности гибридных автобусов в США говорит следующее: в конце 2006 г. их общее число достигло 700.

Самый вместительный – CapaCity

Еще несколько лет назад DaimlerChrysler объявил о создании конструкции и подготовке к производству сочлененного городского автобуса длиной 19 500 мм. Модель под названием CapaCity встанет на конвейер в 2007 г. Предсерийный образец с большим интересом изучали специалисты в Ганновере. Четырехосный четырехдверный автобус вмещает 193 пассажира. Повышенную маневренность ему обеспечивают два управляемых моста: передний и задний. Третья ось – ведущая. Крутящий момент на нее передается от расположенного в заднем свесе 354-сильного дизеля OM 457 hLA. К автобусу проявили интерес городские власти четырех крупных городов, поэтому портфель заказов у завода-изготовителя уже заполнен.

Долгожданные шедевры Боба Ли

В Ганновере нельзя было не отметить активность турецких производителей автобусов, их продукцию высоко оценили европейские специалисты. Компания Temsa представила обновленное семейство автобусов, появившихся в результате значительных инвестиций в развитие предприятия. Можно сказать, компания в настоящее время переживает второе рождение. Заканчиваются работы по строительству мощного техцентра нового отделения Temsa R & D Technology, без которого невозможно успешно конкурировать с именитыми европейскими производителями автобусов. К разработке перспективных машин привлечен известный «автобусный» дизайнер Боб Ли. В комплектации автобусов начали использовать дизели фирм DAF и MAN, в том числе отвечающие нормам Euro 5. Доля продукции компании Temsa, поставляемой на экспорт, в 2006 г. достигла 75%.

Temsa Daimond

Флагман модельного ряда трехосный автобус Daimond в вариантах длиной 14 или 13 м отличается современным оригинальным обликом, комфортабельным салоном, богатым оснащением. Вместимость модели Daimond 13 – 52 чел., Daimond 14 – 56 чел., включая водителя. Они оснащены двигателями MAN на 440...480 л.с., механическими или (по заказу) автоматическими трансмиссиями, дисковыми тормозами всех колес.

Большой интерес посетителей выставки вызывали и новые Safari RD и Safari HD. У этих комфортабельных междугородных автобусов кузова сделаны из нержавеющей стали, а оснащение пассажирского салона очень богатое. Длина автобусов – 12,2 или 13 м, их оснащают дизелями DAF PR 265 мощностью 360 л.с. (Safari RD) или DAF MX 300 в 410 л.с. (Safari HD).

Автобусы для безопасной езды с большой скоростью

Турецкая автобусная компания Otocar представила два новых семейства автобусов: Navigo и Vectio. Navigo 160 SE вместимостью 35 чел. оснащен дизелем Cummins Euro 4. В базовую комплектацию входят дисковые тормоза всех колес, AБС, ASR. В перечне опций – кондиционер, DVD-проигрыватель, более дорогие и комфортабельные сиденья и т. п. Автобус сконструирован для безопасного движения по асфальту с большой скоростью. Это объясняет, почему расширена колея обоих мостов, снижен центра тяжести автобуса, оригинальная развесовка по мостам, использован облегченный, но не в ущерб прочности кузов. Большое внимание конструкторы уделили достижению высоких параметров управляемости и устойчивости. В Италии модель будут продавать под названием Caneletto.

Otocar Navigo 160 SE

Выпуск Vectio вместимостью 35 чел. намечен на 2007 г. Vectio отличается эргономически проработанным рабочим местом водителя, установкой в салоне более комфортабельных сидений, багажным отделением увеличенного объема. Семейство Vectio планируется выпускать в десятках различных версий с целью максимального охвата потенциальных покупателей.

Турецкий автобусный комфорт

Один из крупнейших в Турции производителей автобусов компания Anadole Isusu привезла в Ганновер представителей обновленного семейства Turquoise 17S со 190-сильным дизелем Isusu и 6-ступенчатыми механическими КП. Вместимость автобусов – 26 чел. Назначение – перевозка туристов на небольшие расстояния, служба в качестве маршрутного такси, обслуживание аэропортов и отелей. По желанию клиентов расположение кресел и их конструкция могут варьировать. Примечательно, что фирма предлагает более дешевую, «бюджетную» версию Turquoise Eco, цена которой снижена не в ущерб качеству изготовления и надежности. Самые комфортабельные автобусы с более изысканным интерьером и 180-сильными дизелями MAN составляют новое семейство Harmony. При вместимости 26 чел. уровень оснащения их салонов может быть близок к уровню оснащения междугородных лайнеров. На базе стандартной версии Harmony предлагают также школьный автобус с 44 креслами иной конструкции.

Anadole Isusu Harmony

Несколько новинок MAN и NEOMAN

Оба автобусных подразделения концерна MAN привезли в Ганновер свои новинки. Отделение MAN показало трехосный туристский Lion Coach C и междугородный Lion Regio C. Общее число автобусов семейства Coach (производится с 2002 г.) к 2007 г. достигло 1500 ед., что говорит об их популярности. Модели обновленного семейства Сlassic U предлагают и на российском рынке. Двухосная версия длиной 12 000 мм с колесной базой 5700 мм рассчитана на перевозку 44...56 пассажиров, объем багажного отделения – 4,5 м3. В заказную комплектацию версии для России входят кондиционер, ретардер Voith, автоматическая КП, холодильник, автоматическая система смазки шасси и др. В базовой комплектации автобусы поставляют с двигателями MAN мощностью 280...360 л.с. и 6-ступенчатыми КП ZF.

Отделение NEOMAN представило семейство туристских автобусов Cityliner, запущенное в производство в 2006 г. Это двухосные варианты Cityliner HD длиной 12 200 и 12 900 мм соответственно. В 2007-м к ним добавят модификацию Cityliner HDL длиной 13,9 м. Вместимость автобусов – 46...59 пассажиров. Их оснащают дизелями MAN D2066 или D2676 (Euro 4) мощностью 400 или 480 л.с. соответственно. С двигателем D2676 может быть агрегатирована автоматическая КП. Передняя подвеска – независимая, тормоза всех колес дисковые.

Внимание посетителей стенда привлекала новая, «короткая» версия трехосного автобуса Starliner SND длиной 12 990 мм, спрос на который превысил уровень продаж базовой «длинной» версии Starliner SND L, дебютировавшей в Ганновере в 2004 г. Электрогидравлический привод рулевого управления колесами заднего ведомого моста Starliner SND обеспечивает хорошую маневренность. Радиус поворота составляет 21,5 м. За углом поворота передних колес следит электроника, она передает по мультиплексной проводной линии информацию приводу задних управляемых колес. Время срабатывания привода ничтожно мало.

Tourismo с кузовами типа hi-tech

После выпуска более 12 тыс. автобусов серии Tourismo эту модель полностью обновили, чтобы соответствовать требованиям современного рынка. Практически со старым автобусом новый объединяет только название. Модельный ряд Tourismo стал столь широким, что включает замену устаревшим моделям Integro H и Travego RH. Новые высокоэкономичные автобусы могут использоваться в качестве междугородных, туристских, экскурсионных и для коротких городских перевозок (трансферы). В семействе Tourismo 2006 г. четыре модели с кузовами типа hi-tech: двухосный 12,1-метровый Tourismo, двухосный 13-метровый Tourismo М12, трехосные 13-метровый Tourismo М и 14-метровый Tourismo L. Высота их одинаковая – 3620 мм. Специалисты компании обращают внимание на то, что благодаря увеличенной базе двухосного 13-метрового автобуса в его салоне удалось разместить на один ряд сидений больше, чем у конкурентов. Общее число мест для сидения в этом автобусе – 53.

Для повышения уровня комфорта рослых пассажиров высоту салона увеличили до 2010 мм (в его центральной части), значительная ширина салона (2950 мм) также улучшила посадку пассажиров, предоставив им больше свободы. Список оборудования расширен, кондиционер теперь входит в базовое оснащение. Посадка водителя также стала значительно лучше. Справа от его кресла установлен короткий джойстик, сменивший традиционный рычаг переключения передач. В центре нашлось место кружкодержателю, улучшен доступ к рычагу стояночного тормоза. Из электронных систем, повышающих активную безопасность, отметим систему поддержания курсовой устойчивости, AБС тормозов, EBS, ASR и др. Двухосные версии комплектуют рядным 6-цилиндровым дизелем OM 4S7 LA рабочим объемом 12,0 л и мощностью 354 или 408 л.с., а трехосные – более мощным 428-сильным дизелем. Коробки передач механические 6-ступенчатые. Интервал между обязательными посещениями станции техобслуживания увеличен до 90 тыс. км.

Высокоэффективный Irisbus Citelis 18M

Irisbus Citelis 18M разработан инженерами автобусного отделения концерна IVECO и предлагается как высокоэффективное транспортное средство для мегаполисов. Несущий кузов собран из десяти крупных элементов, крыша стальная, передняя и задняя панели – из пластика, а боковые панели – из алюминия. Для инвалидов на колясках доступ в салон облегчит выдвижной трап. Дизель Cursor 8 (F2B) рабочим объемом 7,8 л развивает мощность 290 л.с. при 2050 мин-1. Максимум крутящего момента 1100 Н·м достигается при 1080 мин-1. Коробка передач – гидромеханическая фирмы Voith или ZF, задний мост портальный с двойной редукцией крутящего момента. Передняя подвеска независимая. В качестве упругих элементов подвесок всех мостов применяются пневмоэлементы. Тормоза всех колес дисковые, в тормозной системе применен гидравлический встроенный тормоз – ретардер. Вместимость топливных баков – 340 л, а бака для раствора AdBlue (дизель соответствует нормам Euro 4) – 85 л.

Высокоэффективный Irisbus Citelis 18M

Irisbus Citelis 18M разработан инженерами автобусного отделения концерна IVECO и предлагается как высокоэффективное транспортное средство для мегаполисов. Несущий кузов собран из десяти крупных элементов, крыша стальная, передняя и задняя панели – из пластика, а боковые панели – из алюминия. Для инвалидов на колясках доступ в салон облегчит выдвижной трап. Дизель Cursor 8 (F2B) рабочим объемом 7,8 л развивает мощность 290 л.с. при 2050 мин-1.

Максимум крутящего момента 1100 Н·м достигается при 1080 мин-1. Коробка передач – гидромеханическая фирмы Voith или ZF, задний мост портальный с двойной редукцией крутящего момента. Передняя подвеска независимая. В качестве упругих элементов подвесок всех мостов применяются пневмоэлементы. Тормоза всех колес дисковые, в тормозной системе применен гидравлический встроенный тормоз – ретардер. Вместимость топливных баков – 340 л, а бака для раствора AdBlue (дизель соответствует нормам Euro 4) – 85 л.