![Полуприцеп Goldhofer SPZ-GP 4AAA с маятниковыми осями и трехкратным раздвижением рабочей площадки](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/000.jpg)
О прицепной технике
Для Европы смысл в высокой раме в прохождении поворотов и перепадов высоты с длинномерным грузом, как, например, лопасти ветрогенераторов. Есть также сегмент специальных нераздвижных высокорамных платформ большой грузоподъемности для перевозок балласта и других частей гусеничных кранов, для которых предусмотрена толика внедорожности – заезд на грунтовую площадку. Такие полуприцепы используют и для перевозок других длинномерных тяжеловесных грузов, как строительные конструкции, емкости. Там случается тоже заезжать на грунт, так что элемент внедорожности присутствует.
Европейский высокорамник – это от 2 до 7 осей с принудительным гидравлическим управлением. Подвески могут быть разнообразными пневматическими, гидравлическими с простыми осями и гидравлические маятниковые. Возможны разные вариации с двускатной и односкатной ошиновкой. Платформа полуприцепа может быть нераздвижной для перевозок кранового балласта либо с 1, 2, 3 и даже 5-кратным раздвижением для перевозок лопастей и других относительно легких длинномерных грузов.
![Телескопический полуприцеп Goldhofer SPZ-GL 4AAA на пневматической подвеске, с раздвижением до 55 м](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/G2.jpg)
Российские высокрамные полуприцепы созданы для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях и по полному бездорожью, для них характерна монолитная, нераздвижная платформа с максимальным запасом прочности, от 2 до 4 осей на рессорно-балансирной или пневматической подвеске с двускатной или односкатной ошиновкой колесами крупного размера. Односкатная ошиновка применяется для полного бездорожья, чтобы колеса полуприцепа шли по одной колее с колесами тягача.
Так, компания Goldhofer предлагает семейство высокорамных полуприцепов SPZ для перевозок длинномерных грузов по всем типам дорог. Входящие в семейство серии SPZ-L, SPZ-H и SPZ-GL представляют собой полуприцепы с ровной платформой с 1, 2 и 3-кратным раздвижением грузовой платформы, выполненной в габарите по ширине, длина грузовой платформы достигает 55 м. Число осей от 2 до 7 на пневматической и гидравлической подвеске. Межосевое расстояние 1810 мм, погрузочная высота от 1280 до 1680 мм в зависимости от размера шин и исполнения подвески. Так, ход подвески у полуприцепа серии SPZ-L составляет 200 мм, у SPZ-GL – 270 мм, а у SPZ-H – 300 мм.
![Тяжелый полуприцеп для бездорожья Goldhofer STU-3 в арктическом исполнении](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Goldhofer_2.jpg)
Полуприцепы серии SPZ-GP выделяется в семействе SPZ, так как наиболее приспособлены для движения вне дорог. Это полуприцепы с независимой гидравлической маятниковой подвеской с межосевым расстоянием 1510 мм, ходом подвески 600 мм и принудительным рулевым управлением с углом поворота колес 60°. Осевую линию составляют 4 колеса с шинами 245/70 R17.5. Погрузочная высота платформы минимальная для семейства SPZ – 1180 мм
Отдельного внимания заслуживают сверхмощные прицепы для бездорожья линейки STU в арктическом исполнении, разработанные специально для эксплуатации в экстремально тяжелых климатических и дорожных условиях. Температурный режим работы таких прицепов от –50 до + 45°C, а грузоподъемность 3-осного полуприцепа на рессорно-балансирной подвеске составляет целых 74 тонны. На прицепах, как правило, используют двускатную ошиновку с колесами 14.00 R 20. Прицепы STU-3 активно используются компанией «Алроса» в Якутии, а также на многих карьерах и рудниках России и Казахстана.
![Scheuerle EuroCompact](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Sch-1.jpg)
В гамме решений промышленной группы TII Group наиболее отвечает требованиям проходимости и экономичности серия несамоходных модульных транспортных средств Scheuerle EuroCompact благодаря значительному ходу гидравлической маятниковой подвески 650 мм и низкому удельному давлению на грунт, что обеспечит не только прохождение перепадов высоты, поперечных уклонов, но и продвижение по грунтовому подъезду и площадке на месте монтажа не только со сравнительно легким длинномерным грузом, но и с тяжелыми узлами гусеничного крана или с целым гусеничным экскаватором.
![Scheuerle EuroCompact](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Sch-2.jpg)
Модули серии EuroCompact предназначены для формирования автопоезда под неделимый груз массой до 105 т. Основу этого «конструктора» составляют задние и передние колесные тележки. Они отличаются не только числом осевых линий: у задних от 3 до 5, у передних от 1 до 3, но и стыковочными узлами, так как передняя тележка-долли должна стыковаться с гусаком или дышлом, а на задних тележках предусмотрена ниша для экскаваторной рукояти. Плюс к основным подкатные передняя и задняя тележки SmartAxle соответствующей конструкции. Таким образом, максимальная конфигурация полуприцепа 3+1+1+5, то есть 4 осевые линии спереди, 6 сзади, а между ними грузовая платформа («постель»). Осевую линию составляют 4 колеса с шинами 245/70-R17.5, межосевое расстояние в двух вариантах: 1360 или 1500 мм, габаритная ширина тележек 2750 мм.
![Scheuerle EuroCompact](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Sch-3.jpg)
Компания Nooteboom поставляет широкую гамму высокорамных полуприцепов с нераздвижной и раздвижной ровной или плоской платформой без гусака для перевозок неделимых грузов.
Нераздвижные полуприцепы OVB поставляют с платформами различной длины в зависимости от пожеланий заказчика, с числом осей от 2 до 7 и грузоподъемностью до 85 т. Это максимальная масса груза, с которой допустимо движение на скорости 80 км/ч. Чем ниже скорость, тем выше грузоподъемность, и на скорости 20 км/ч она может достигать 115 т. Ходовая часть с поворотными осями на гидравлической подвеске, пневматическая подвеска по заказу, передняя ось или оси подъемные, шины размера 385/65-R22.5. Полуприцепы могут комплектоваться бортами и кониками. Платформу выполняют в габарите по ширине.
![Nooteboom OVB-102-06](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Noo-2.jpg)
Раздвижные универсальные полуприцепы OVB TELETRAILER поставляют с 1, 2, 3 и 4-кратным раздвижением, длина платформы может достигать 55 м. Грузоподъемность полуприцепа до 115 т (на скорости 20 км/ч) в зависимости от числа осей, которых может быть от 2 до 7.
![Nooteboom OVB-102-06](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Noot-1.jpg)
Отдельно выделены нерадвижные полуприцепы OVB BALLASTTRAILER с ровной платформой для перевозки балласта и других частей гусеничных кранов. Особенность полуприцепов этой серии в усиленной раме, рассчитанной на распределенную по всей платформе нагрузку от кранового балласта. Полуприцеп может быть оснащен от 2 до 7 поворотными осями на гидравлической подвеске. Электроника подвески поднимает и опускает передние оси в зависимости от нагрузки и скорости.
![Nooteboom OVB-65-04V](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Noot-3.jpg)
Компания Kässbohrer выпускает линейку 3-осных высокорамных платформ для перевозки строительных материалов по дорогам общего пользования с возможностью заезда на грунтовую площадку. На всех моделях используются пневматическая подвеска и осевые агрегаты с нагрузкой 27 т на 3-осную заднюю тележку.
Наиболее простой и доступный вариант – легкая нераздвижная платформа K.SPL 3/0N-12/27, которая представляет собой раму шторного полуприцепа с прорезиненным для водостойкости полом толщиной 30 мм. В пол интегрированы стальные полосы под колеса погрузчика с допустимой нагрузкой на ось 5460 кг. Используются стандартные осевые агрегаты с нагрузкой 9 т и односкатной ошиновкой размером 385/65-R22.5 с дисковыми тормозами Kässbohrer.
![Kässbohrer K.SPJ](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/K2.jpg)
Остальные модели являются продолжением этой базовой модели. Так, платформа K.SPS 3/0N-12/27 отличается тем, что ее рама выполнена из стали S700MC и дополнительно оснащена контейнерными замками. Пол выполнен из твердой древесины (водостойкий) толщиной 30 мм и рассчитан на погрузчик с допустимой нагрузкой на ось 7200 кг. Полуприцеп также оснащен стандартными осями с односкатной ошиновкой размером 385/65-R22.5.
Платформа K.SPJ 3/0N-12/27 выполнена в двух уровнях, у нее большой ровный гусак, который можно использовать для перевозок грузов, и грузовая платформа с уменьшенной погрузочной высотой. Длина полуприцепа стандартная – 13 665 мм. В ходовой части использованы оси с нагрузкой 9 т, двускатной ошиновкой размером 235/75-R17.5, третья ось самоподруливающая. Пол с прорезиненным покрытием выдерживает погрузчик с нагрузкой на ось 7200 кг.
![Kässbohrer K.SPS](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/K1.jpg)
Компания «Уралавтоприцеп» располагает огромным опытом проектирования и производства прицепной и полуприцепной техники для эксплуатации в экстремальных климатических и дорожных, точнее, внедорожных условиях.
Компания серийно выпускает высокорамные полуприцепы с числом осей от 2 до 4 и прицепы от 2 до 5 осей грузоподъемностью от 12 до 100 т. Длина грузовой платформы полуприцепов варьируется от 7 до 17 м, у прицепов – от 4 до 9 м, ширина платформы – от 3000 до 3700 мм. Грузовую платформу строят на основе двухлонжеронной рамы, выполненной из стали 09Г2С. Для наиболее нагруженных узлов могут использовать сталь Weldox. Шведская сталь также используется для усиления гусака.
![ЧМЗАП-99065-020К - бортовой автомобильный полуприцеп г/п 28 т](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Ural-2.jpg)
Платформы высокорамных полуприцепов и прицепов моноблочные, то есть нераздвижные, и отличаются длиной грузовой площадки и исполнением гусака. Полуприцепы комплектуют трапами одинарного сложения с механическим управлением, по заказу – двойного сложения с механическим или гидравлическим управлением. Комплектация также может включать механические уширители, борта для платформы и гусака, коники для перевозок сортамента, контейнерные замки.
![ЧМЗАП-99903-0000041-КУ – высокорамный автомобильный полуприцеп- тяжеловоз](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Ural-1.jpg)
Осевые агрегаты в основном собственного производства, по согласованию с заказчиком устанавливают импортные оси. Аналогично и подвески – в основном это рессорно-балансирные собственного производства, пневматические по желанию заказчика. Конструкция пневматической подвески отработана и достаточна надежна для применения в условиях Сибири и Крайнего Севера, кроме того, она получила повсеместное распространение и запчасти к ней доступны.
На выбор модели как с двускатной ошиновкой стандартными дорожными шинами, так и с двускатной и односкатной размером 445/65-R22,5, 425/85-R21, 395/85-R20 XZL с внедорожным протектором. Полуприцепы в основном 3-осные, прицепы с 3 осями на задней тележке и 1–2 осями на передней поворотной.
![Бортовой автомобильный полуприцеп ЧМЗАП-9906-038 БАК11 г/п 20 т](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Ural-3.jpg)
Компания «Тверьстроймаш» не остается в стороне от такого важного сегмента, как высокорамные полуприцепы-тяжеловозы, и серийно выпускает серию Off-road грузоподъемностью от 35 до 70 т с 3-4 осями с односкатной и двускатной ошиновкой. У полуприцепов возвышенная гусачная часть, рассчитанная в том числе на внедорожные тягачи.
Трехосный полуприцеп 993931-HL35 грузоподъемностью 35 т ориентирован в первую очередь на перевозку грузов и техники в условиях бездорожья. У него ровная грузовая платформа длиной 10 500 мм с погрузочной высотой 1165 мм без скоса в кормовой части и без трапов, в комплектацию включены коники. В ходовой части использованы пневматическая подвеска и шины 385/65-R22.5. Трехосная модель 993931-HL35G также грузоподъемностью 35 т отличается исполнением кормовой части: кормовая часть скошена и установлены небольшие треугольные трапы.
![Полуприцеп «Тверьстроймаш» повышенной проходимости для перевозки контейнеров и техники](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Tv-3.jpg)
На 3-осных моделях 993931-HLN60 и 993931-HLN70 грузоподъемностью 60 и 70 т использованы шины 14R20 (164/160G). Погрузочная высота обоих полуприцепов 1355 мм, длина грузовой платформы 12 230 мм, 60-тонную модель в базовой комплектации производитель оснащает трапами одинарного сложения с механическим управлением, 70-тонную – треугольными трапами аппарельного типа.
Четырехосные полуприцепы представлены моделями 993941-HL45 грузоподъемностью 45 т и 993931-HLN60 грузоподъемностью 54 т, оснащены пневматической подвеской и шинами 385/65-R22.5. У 45-тонной модели нераздвижная грузовая платформа длиной 10 500 мм с погрузочной высотой 1165 мм, со скошенной кормовой частью и небольшими треугольными трапами. У 54-тонного полуприцепа раздвижная платформа длиной от 9800 до 15 000 мм с погрузочной высотой 1355 мм. Скошенная кормовая часть комплектуется трапами одинарного сложения с механическим управлением, по заказу - с гидравлическим.
![Полуприцеп «Тверьстроймаш» повышенной проходимости с раздвижной платформой](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Tv-4.jpg)
Таким образом, компания «Тверьстроймаш» предлагает линейку высокорамных полуприцепов повышенной проходимости, способную обеспечить большую часть перевозок техники, иных неделимых грузов, а также сортамента в сложных дорожных и климатических условиях, в том числе по зимникам. Полуприцепы готовы к северной эксплуатации: электрическая система изолирована от воздействия низких температур, осевой агрегат также имеет специальное исполнение.
![Трехосный полуприцеп «Тверьстроймаш» повышенной проходимости](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Tv-1.jpg)
Компания «Политранс» разрабатывает и поставляет широкую гамму высокорамных полуприцепов с одно- и двускатной ошиновкой, с нераздвижной и раздвижной платформами. Для крупных заказчиков выполняют индивидуальные проекты. Полуприцепы предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования и по бездорожью в температурном диапазоне от +45 до –45 °С.
![Высокорамный трал «Политранс» с гидротрапами г/п 56 т](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Poli-1.jpg)
Предприятие выпускает несколько групп высокорамных полуприцепов. Так, в сегменте нераздвижых высокорамников у компании есть модели грузоподъемностью от 30 до 100 т с одно- и двускатной ошиновкой.
Длина грузовой платформы варьируется от 8000 до 16 000 мм, ширина – от 2500 до 3500 мм для перевозки в том числе негабаритных грузов. Подвеска в основном пневматическая, рессорная, а также рессорно-балансирная.
Особенность производственной программы компании «Политранс» также в развитом модельном ряду высокорамных полуприцепов с раздвижной платформой.
![Высокорамный полуприцеп «Политранс» с раздвижной платформой 19,5 м](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Poli-2.jpg)
Для раздвижных полуприцепов используют пневматическую подвеску, на полуприцепах с 4 и 5 осями оси могут быть подруливающими. Платформы раздвигаются до 19 м с шагом 0,5–1 м. В базовой комплектации высокорамные полуприцепы оснащают трапами различных типов: уголковыми, гидравлическими, механическими, а также выдвижными уширителями несущего типа, увязочными петлями для крепления груза, тентом на гусачной части, смартбордом, стойками и т. д.
Такие полуприцепы разрабатываются в основном для работы в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока для перевозок по зимникам и бездорожью.
![Высокорамный полуприцеп «Политранс» г/п 65 т](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Poli-3.jpg)
Компания «Meusburger Новтрак» предлагает две модели высокорамных полуприцепов. Трехосная модель ТР-368 с раздвижной платформой способна перевозить до 65 т груза в полностью сдвинутом положении и до 48 т в полностью раздвинутом. За счет раздвижения длина грузовой платформы увеличивается до 15 м. По ширине платформа выполнена в габарите 2550 мм. В ходовой части использованы осевые агрегаты с нагрузкой 12 т.
Четырехосный полуприцеп ТР-473 в полностью сдвинутом положении перевозит груз до 75 т, в полностью раздвинутом до 15 м – груз до 58 т. По ширине он также выполнен в габарите 2550 мм, агрегатная база аналогична 3-осному полуприцепу.
У обоих полуприцепов платформы выполнены со скосом кормовой части, где устанавливаются трапы одинарного или двойного сложения с механическим или гидравлическим управлением.
![Трехосный высокорамный полуприцеп ТР-368 «Meusburger Новтрак»](/article/25177-o-pritsepnoy-tehnike-eh-dorogi/Nov-1.jpg)
Таким образом, в зависимости от условий перевозки и массогабаритных показателей грузов можно подобрать транспортное средство, оптимальное по грузоподъемности, размерам платформы, нагрузкам на оси и ССУ, а также по проходимости. Очевидно, что большую часть сегмента высокорамных полуприцепов занимают 3-осные платформы для перевозок строительных материалов по дорогам общего пользования, и такого рода платформы поставляют многие российские и зарубежные компании. Но особенность и уникальность российского рынка в достаточно высокой потребности в полуприцепах-тяжеловозах для эксплуатации в тяжелых климатических и дорожных условиях, и эта потребность полностью удовлетворяется отечественными предприятиями.